Пост-оптимист 2
Ругать локальный музжур – дело привычное. Пять лет я работал главредом PromoDJ и под каждой статьей читал: убейся об стенку, уебок. На хуй этого эдитора, дайте другого и так далее. В Украине-2018 все так же. Эти «заебали со своими Винником», у тех – то дизайн плохой, то охват маленький. Я сам ни себя (в прошлом), ни коллег защищать или хвалить не планирую. Хочу лишь отметить вот что: все относительно! Мировая музыкальная пресса сама давно уже… того. Вот уже лет пять как стало не у кого «сдирать» прикольные идеи, форматы, темы, спецпроекты. Остались одни красивые вывески, франшизы. А на деле – шаблоны, конвеер и самоповтор.
Чего хочет современный читатель? Прежде всего, интересных интервью: неочевидных собеседников, острых вопросов, откровений, хайпа. Формат условного вДудь. Что у нас в этом жанре? NME вот уже 25 (!) лет выжимает последние соки из братьев Галлахеров, пытаясь превратить любое их ленивое ворчание в громкий инфо-повод и скандал. Кто был первым героем интервью NME в 2018 году? Правильно, Лайам Галлахер. День Сурка в редакции NME иногда разбавляют «заносы от мейджоров» – охи-ахи, wonderful-amazing устами Крейга Девида или Tove Lo по мотивам свежего релиза.
Культовый Q Mag окончательно забронзовел, превратился в музей. Там сильные авторы, старая школа. Но они все живут прошлым – брит-поп, гаражный рок + новые артисты в нише ривайвл 60-х-70х. Типа там Ty Segall или Alabama Shakes. Та же история с Rolling Stone. Событие года – новый альбом Боба Дилана или U2.
XLR8R, Fact – просто очень качественные, добротно сверстанные генераторы новостей, релизов, премьер, рекламы, пресс-релизов. Своего мнения, интервью, редакторских колонок, статей, аналитики там давно уже нет. Интересные спецпроекты – по редким праздникам. Предел фантазии – 20 песен таких-то, 10 альбомов таких-то. Pitchfork? Величина. Да, слишком много нового (не всегда достойного внимания) рэпа, но все еще держит планку.
DJ Mag, Mixmag и прочие по электронной теме – продана, перекуплена каждая строчка. В каждом втором тексте торчат уши друзей-кумовей, PR-лобби и скрытой рекламы. Да и комиксы-опросики «кто ты из техно-диджеев», «какая ты таблеточка» и тд – тоже уже пережиток рейв-фанзинов 90х.
Ну и так далее. Почти каждый день я листаю ленту в Feedly, где у меня подписка на 70 мировых муз изданий. Давно уже просто листаю общий поток, не открывая публикации в соседних вкладках. Читать не-че-го! Все так же, как у нас: на полосах изданий те артисты, чьи пиарщики с шилом в одном месте (или с большими бюджетами на промо). Никакого поиска новых имен, открытий, никакого собственного видения-вкуса. Блин, ничего такого, чем должен заниматься реальный обозреватель!
Чистая механика. Кто-то вбросил: Кендрик Ламар сломал ноготь. И понеслась. Листаешь ленту: Ламар-Ламар, сломал ноготь, ноготь Ламара, что означает ноготь Ламара? Если ли ногти у Кендрика Ламара? Без ногтей: почему Кендрик Ламар – герой дня. Что скрывается за хайпом вокруг сломанного ногтя Кендрика Ламара? Кендрик Ламар анонсировал новый альбом? Почему Кендрик Ламар анонсировал новый альбом таким странным образом?
Ламар, Канье Уэст, Дрейк. Дипло, Гетта, Грэмми… На Glastonbury запретят пластиковые бутылки. Ну охуеть теперь. Эта новость два дня назад шейрилась в 20 странах мира, на всех музыкальных (еще раз музыкальных!) сайтах. Пластиковые бутылки…
Резюме: Наш музжур не так уж плох. В нем не часто, но встречается и дельный анализ и попытка разобраться, и откровения и даже авторская смелость. А иногда еще и оригинальные, свежие мысли. И, конечно, юмор. В одной только ветке комментов на Flow порой бывает интереснее, чем в ленте всех мировых сми вместе взятых.