С массовым переходом на удаленную работу по миру прошла новая волна призывов сократить рабочую неделю на один день. Рассказываем, как такая инициатива может помочь не только сотрудникам, но и компаниям, и откуда вообще взялись 40 часов труда в неделю.
⠀
«Работать нужно не 12 часов, а головой», — гласит народная мудрость, авторство которой приписывают Стиву Джобсу. Но многие из нас по-прежнему оценивают приверженность делу в потраченных на него часах: если любишь свою работу, работай ее всегда, хоть в десять вечера, хоть в отпуске. Тем не менее сдвиги в этом вопросе есть, а дополнительный удар по культуре трудоголизма нанесла пандемия COVID-19 — исследователи снова заговорили о важности work life balance, и в этот раз идею поддержали политики. В ноябре 2020 года группа британских левых политиков направила европейским лидерам письмо с призывом перейти на четырехдневную неделю. Такое же предложение к работодателям своей страны в мае 2020 года выдвинула премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн, по ее словам, укороченная рабочая неделя может также стать стимулом для развития туризма внутри страны. Постепенно перейти на «четырехдневку» предложил заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев: «Можно это делать в масштабах эксперимента в целом регионе, в группе компаний и так далее — сокращать на час, на два, на три», — пояснил политик.
⠀
Сегодня большинству работающих профессионалов пятидневная рабочая неделя, как и восьмичасовой рабочий день, кажутся золотым стандартом расписания труда: работать больше не обязательно, но меньше никак нельзя. Однако исследователи все чаще рассматривают этот стандарт критически, напоминая, что 40-часовая рабочая неделя сформировалась сравнительно недавно и отказаться от нее было бы не такой уж радикальной идеей.
⠀
Продолжение в фотках