Тунгусов не хотел назначения в АГСО. Для него оно было вынужденным. Просто примите это как факт.
К ноябрю 2016 стало понятно, что Тунгусов закрепился а уже к январю 2017-го отношения с «условным Кремлем» вышли на качественно новый уровень – появились контакты не только на уровне рядовых исполнителей, возникли отношения с Кириенко и другими ЛПРами. При Володине о таком нельзя было мечтать.
Главная задача Тунгусова сейчас - сохраниться при Куйвашеве после выборов в сентябре и зарекомендовать себя перед Кремлём.
Другой момент – Тунгусову нужно ввести свою команду в управление регионом. Пока же верных сотрудников Тунгусов может пересчитать по пальцам одной руки. Отдали ДИП и АГСО, а что еще получил Тунгусов? По сути своих людей он так и не завёл в систему. Тунгусову интересны экономические направления и более серьезный контроль за системой управления регионом. Реальной кооптации «серого дома» и ИОГВ СО так и не наступило.
Таким образом просматривается еще одна задача – усиление своего присутствия в хозяйственном направлении ИОГВ СО. По сути, это тот самый пряник, который Тунгусов может получить от Куйвашева и Кремля, в случае если выборы нужного кандидата пройдут успешно.
Если мыслить категориями того, что будет после выборов, то уже сейчас понятно – экономический блок Правительства (МУГИСО, минэк, минивест, минпром и т.д.) кардинально перетрясут. ВГ хотелось бы поставить своих людей и на эти направления. Без отношений с Куйвашевым это было бы невозможно.
Для Кремля Тунгусов позиционирует себя как «политический решала», который способен рулить всеми процессами. Но это не значит, что он позиционирует себя как лицо, принимающее решения, которые должен принимать Кремль. Решения относительно того, кого в качестве губернатора должен продвигать административный ресурс принимает Кремль, а не Тунгусов.
Иными словами, Тунгусов никогда и не при каких обстоятельствах не подставится тем, что будет поддерживать оппозиционного и некремлевского кандидата.
Еще один момент, который указывает на правильность нашей версии – полный стоп на Александра Буркова. Кроме того, что Тунгусов доносил до АП необходимость недопуска к выборам Ройзмана, он также доносил позицию о том, что нельзя пускать и Буркова. Если бы Тунгусов стремился к сценарию «выборы мэра в 2013 году», то он бы лоббировал допуск до выборов и Буркова. В случае участия в выборах Буркова и Ройзмана второй тур неминуем.
Отсюда еще один нюанс – есть установка Кремля на то, чтобы выборы прошли в один тур. Тунгусов старается этой установке следовать. Допустить Ройзмана или поддержать его, значило бы нарушить одну из Кремлевских установок. Так что и этот момент указывает на самодеятельность Ройзмана и на то, что Тунгусов его не поддерживает.
Поддерживая оппозиционного кандидата, Тунгусов автоматически перечеркивает свои предыдущие достижения и договоренности. Для победы оппозиционного кандидата, или «условного Ройзмана» Тунгусову придётся раскачивать обстановку в муниципальных образованиях, выходить в область.
Однако, картина последних месяцев указывает явно на то, что Тунгусов делает все ради того, чтобы, напротив, погасить накал политических страстей в территориях. Во времена «области в огне» Тунгусов сам подлива бензин в пламя, то сейчас он вынужден работать пожарным.
Выдвижение сильного кандидата от оппозиции в любом случае создаст для Тунгусова серьезные организационные и иные проблемы. Оппозиционеры в муниципальных образованиях, где также пройдут муниципальные выборы, могут выйти на сотрудничество с оппозиционным кандидатом в губернаторы. Это слишком серьезный риск для Кремля, а значит и для Тунгусова.
Совсем не удивительно, что вся креативная группа, равно как и чиновники, которые обладают хоть каким-то инсайдом прямо заявляют: «Кампания будет засушенная. Сильных кандидатов не пустят. Мы против конкурентной и скандальной кампании. Установок из Кремля по участию оппозиции мы не получали.»