Size: a a a

Шалтай-Бабай

2018 November 24
Шалтай-Бабай
Цитата колумниста, живущего ныне в Лондоне, Олега Кашина @kashinguru
«Мои друзья патриоты в Москве, русские националисты, имперцы, кто угодно, наоборот, говорят, что какой Габдулла Тукай в Казани? Нет никого Тукая. Давайте делать Лобачевского. В принципе, я тоже считаю, что и Лобачевский для города Казани, который все-таки в большей степени русский город при всем уважении, значит больше, чем Габдулла Тукай, прости господи».

Кашин, ты в Казани, кажется, был только один раз. И если ты первый из журналистов, кто нашёл здесь Светлану Инякину, это не значит, что ты разбираешься в Татарстане, татарском и русском народах и в том, как в Казани все устроено.
Ты вроде бы неглупый мужик, но зачем, ни фига не разбираясь в теме, делать такие глупейшие заявления? Тем более, ссылаясь на каких-то имперцев в Москве.
источник
2018 November 25
Шалтай-Бабай
@bezbuldyrabyz пишет, что Минниханов приехал в Лондон со своими татарами.
Фото сверху из инстаграма председателя Форума татарской молодежи Табриза Яруллина в Лондоне. Парень за год слил важнейшие вопросы по татарскому языку и стратегии развития татарской нации. При этом прогонял через себя деньги организаторов татарских фестивалей и мероприятий, купил элитную квартиру в центре Казани на улице Япеева, сделал дизайнерский ремонт, а сейчас тусуется в Европе.
Вопросы сохранения идентичности ни при чем, это просто бизнес. Закиров доволен — отчеты по мероприятиям готовятся, конформизм важная черта будущих чиновников.
P.S. Странно, что Айрата Файзрахманова не вывозят по Европам. Наверное, он работает и у него меньше красивых костюмов.
источник
2018 November 26
Шалтай-Бабай
Цитата депутата гордумы Екатеринбурга Андрея Пирожкова, 25 лет:
«ГУЛАГ — хорошая вещь, на самом деле. Раньше людей отправляли под надзор работать на благо общества — от них хотя бы была польза. Сейчас заключенные — насильники и убийцы — чифирят и больше ничего не делают».

Что происходит с нашими чиновниками и депутатами? Ни одной недели не обходится без цитаты. Одна другой глупее и чудовищнее.
источник
2018 November 27
Шалтай-Бабай
У более 700 мусульманских священнослужителей в Татарстане нет полноценного религиозного образования. Средний возраст имамов — 56-65 лет. У 15% приходов имамы старше 80 лет, а у более 50% — старше 60 лет. При этом в городских мечетях Татарстана работает более 2000 имамов, а в сельских - 1300-1400. Всего в Татарстане около 1500 мечетей.
источник
Шалтай-Бабай
Трудности перевода.  

Вот как в Китае называют продовольственные товары из России.
Куколка с большой головой из России = 俄罗斯大头娃娃 = Аленка*.
Тирамису по-русски = 俄罗斯提拉米苏 = Медовик.
Фиолетовая тянучка = 紫皮糖 = Крокант.
Памятное печенье = 纪念饼干 = Юбилейное.
Принцесса из Кении = 肯尼亚公主 = Принцесса Нури.
Синий кот = 蓝猫 = Простоквашино.

* Также встречается более близкий к русскому вариант 爱莲巧 = Шоколад Аленка.

谢谢 Кирилл Батыгин (FB)
источник
Шалтай-Бабай
​​Всего несколько дней назад
депутат Госдумы Татарстана Марат Бариев  заявил, что имя Иммануила Канта в Калининграде оскорбляет память наших ветеранов, а сегодня неизвестные облили краской памятник Канту в Калининграде и разбросали листовки против «вражьего имени».
«Откреститесь православным крестом... Позор Канту, Слава Руси» и Марат Бариев.
Какая странная идеологическая солидарность для депутата из Татарстана.
источник
Шалтай-Бабай
#нашапочта

Сәлам, дуслар һәм пост авторлары!
Спасибо за внимание и хотел бы внести ясность по тому, что тут пишут про наше сообщество и меня.
С самого начала - меня зовут ТабриС :)
В общественной работе больше 15 лет, тут важно, что работа общественная, поэтому слить татарский я не могу. Но делаю (делаем) все возможное, чтобы это не случилось, все перечислять не буду, можете найти по хэштегу #tatforum или в аккаунтах форума в вк, фб, инстаграме и немного в телеграме. Во время языкового конфликта работали как штаб - и те, кто следил, знают, что мы не упустили ни один шанс высказаться или показать нашу позицию. Все что было связано с защитой языка год назад так или иначе прошло через нас.
Второе, по стратегии - мы еще два года назад начали рисовать дорожную карту молодежного движения, чтобы наша смена смогла продолжить нашу работу, не повторяя наших ошибок. Все деньги и помощь, которую мы привлекаем - используем максимально эффективно и то, что делает годарство за много миллионов, такие сообщества как наше могут делать за совсем скромные средства. В этом и есть преимущество сообществ - они и проблему лучше знают и их дело для них не бизнес. Так могло быть с телевидением, с университетом и другими важными вещами, которые нужны были татарам еще вчера, и которые теперь реализуют негибкие госгиганты. Мы не чиновники и не оппозиционеры. С государством работаем тесно, но не сливаемся, нам же еще свою позицию отстаивать.

Теперь про поездки/пиджаки. Открытость очень важна, поэтому активно веду соц сети - можете написать мне в фб и инстаграме, легко найти - ТабриСов яруллиных там один) можно спросить про личное тоже, даже про пиджак и квартиру, про работу прямо жду, если есть предложения или идеи еще лучше, постараемся поделиться контактами или помочь организовать. Я сам и наше сообщество - одни из самых открытых в республике. Кстати там же в аккаунтах все поздки. Сам заграницей бываю, в основном, один раз в год, иногда два, чаще по республике и регионам. Основное время, конечно же, в Казани. Если тут не будет татарского - мы растворимся в сто раз быстрее. Верю, что все будет хорошо, если много работать (на пиджак хватит), так делали мои родители, поэтому первый раз в жизни я поехал отдыхать в тридцать лет. Никогда не был в турах в Турции и Египте, зато за три дня с детьми дикарем объездили Алтай. Недавно переехал в сталинку 41го года постройки, соседи - педагоги консерватории, архитектурного университета, интеллигенты, в этом смысле дом реально Элитный. Ремонт я сам хорошо делаю) всю школу и универ как раз помогал строить дом родителям, врядли смогу чтото дизайнерское, но стремиться надо) Люди, которые сочуствуют нашему движению и моему делу часто помогают и в жизни. Например водим детей в частные садики (воспитываются по-татарски). Спасибо им за этот вклад и помощь! Кстати детей зовут Ризаетдин и Хәят.

P.S. В Лондоне прекрасное молодое сообщество татар - образованные, с опытом жизни в супермультикультурном обществе и языковом многообразии. Подписывайтесь на них, поддержите и они тоже с удовольствием ответят взаимностью
PSS С Файзрахмановым и еще полсотней активистов у нас крепкие дружеские отношения, у нас нет боссов, решения принимаем вместе, желаю всем таких же соратников, они меня многому научили
PSSS 1 декабря в "Смене" пройдет фестиваль науки на татарском. "Гыйлем фест". Это для подростков, приводите детей, а сами сможете прогуляться по Jadid fest в соседнем зале - там будет много экспериментов на тему татарской современной культуры. Язык знать необязательно. Там же можем познакомиться еще ближе.

Ихтирам белән,
Тәбрис Яруллин
источник
2018 November 28
Шалтай-Бабай
Правительство Татарстана будет выделять деньги на обучение татар в Китае родному языку, культуре и народным традициям. Деньги в виде субсидий, будут направляться негосударственным организациям, занимающимся обучением.

«Получатель субсидии должен иметь опыт в реализации программ в области развития татарского языка, науки, образования, национальной культуры, исторического наследия, народной педагогики, демографии», — сообщается в тексте соответствующего постановления, которое уже подписал премьер-министр Татарстана Алексей Песошин.
Целью проекта является подготовка преподавательских кадров. В Китае на данный момент живут и работают порядка 5 тысяч татар.
источник
Шалтай-Бабай
Правительство Татарстана будет выделять деньги на обучение татар в Китае татарскому языку
anonymous poll

Плохая идея. Дайте деньги учителям татарского в Республике – 273
👍👍👍👍👍👍👍 58%

Поддерживать татар надо везде. Но не деньгами – 118
👍👍👍 25%

Поддерживаю хорошую идею – 83
👍👍 18%

👥 474 people voted so far.
источник
2018 November 29
Шалтай-Бабай
Почитали по наводке @bezbuldyrabyz интервью с русским национал-публицистом Олегом Кашиным @kashinguru. Тем самым, который «Тукая не существует» и «Казань — русский город».
Комментировать в интервью особенно нечего. Благоглупости Кашина, приправленные щепоткой оппозиционности, скучны. Но есть маленькое замечание.

Попытка Кашина и иже с ними, так называемых русских националистов, политически разделить людей из Татарстана на русских, татар...причём в русские записать всех кто не татары, а в татар всех, кто не русские...такая попытка откровенно бесит. Главная ценность Татарстана, появившаяся у всех нас, это общее чувство дома. Да, здесь живут два крупных этноса и несколько небольших этнических групп, которые про свою этничночность никогда не забывали и не забудут. Но когда появляется какой-то хер с горы, который в Татарстане ни разу не был, и начинает разглагольствовать на тему, что у русских в Татарстане своя жизнь, а у татар своя и пусть живут отдельно, как при сегрегации... Деятелей с такими взглядами надо сразу грубо и без права реабилитации посылать подальше. Места им здесь не будет!
источник
Шалтай-Бабай
Сегодня официальный день татарстанского флага. Это событие. Флаг - один из важнейших символов государственности, его внешний, экзотерический элемент, заключающий в себе внутренний символизм, где каждая деталь обозначает какой-то смысл. Мы части пишем и говорим про символизмы, наша жизнь буквально пронизана, изрезана ими, как устье Волги при впадении в Каспий.

Ровно год назад прокурор Татарстана Нафиков с трибуны грозной тучей повис над депутатами Госсовета РТ. Обязательное преподавание татарского языка в школах - недопустимо, грозил он. Народные избранники смиренно молчали, а потом единогласно проголосовали за отмену этой нормы. Хотя в конституции и федзаконе есть норма о государственном языке, который обязателен в качестве предмета изучения в среднеобразовательной системе. Но закон сегодня не довод, политическая целесобразность - да, имеет главенствующее значение.

Так вот диалектично с одной стороны мы празднуем (да и не празднуем уже) день государственного флага Татарстана, а с другой - поминаем день утраты татарским языком статуса государственного. И никакими экономическими "успехами" этот факт не замажешь. А нужен концептуальный выход из сложившегося цугцванга. Кто готов быть проводником в этом сумрачном лесу?
источник
Шалтай-Бабай
Казань - русский ли город?
Стырено из Facebook

В татарском медийном пространстве продолжается обсуждение и осуждение высказываний Кашина, хотя, на мой взгляд, овчинка не стоит выделки: кто такой Кашин и что такое Казань, татарский народ.

C другой стороны, скажу вот не в русле: отчасти Кашин прав - Казань для русских такой же родной город, как и для татар. Всегда об этом говорил и не отрицаю. Что же касается - в большей или меньшей степени, тут, конечно, вопрос спорный. Хотя вот если по факту, исходя из статус-кво, то Казань по степени русификации стоит сейчас выше, чем уровень татаризации. Тут, наверное, мало кто будет отрицать реалии. Но, есть одно: русская составляющая в Казани не противостоит татарской, они как бы дополняют друг друга. Это этнокультурный симбиоз, который складывался веками, и сейчас еще более интенсивно формируется.

Кашин и другие имперцы Садового Кольца понять этот нюанс не в силах, но русские Казани и Татарстана - это уже фактически отдельная этнотерриториальная группа русского народа, отличающая своей ментальной и культурной спецификой. Для нее характерна большая толерантность по отношению к татарской нации, более крепкие взаимные симбиотические связи, в т.ч. и демографическом плане - тут очень высок процент смешанных русско-татарских семей, многие местные русские имеют в своем происхождении татарские корни. И, разумеется, у русских Казани и Татарстана формируются свои специфические интересы, которые чаще совпадают с интересами местного татарского населения, чем с имперскими представлениями внешних политиканов, присвоивших себе право быть модераторами всего русского мира.

Сейчас в среде державников популярно утверждение, что татары, дескать, это часть русского мира. Но есть, ведь, и обратная сторона медали - поглощая татар, признавая их частью русского мира, русские сами становятся частью татарской ойкумены. Почему так происходит? Во-первых, татары очень похожи на русских своей державной ментальностью и соборностью, способностью к этнической абсорбции. Во-вторых, в условиях ослабления внешне-государственного давления и равной этнокультурной конкуренции, татары, как развитая в культурном и ментальном отношении нация, способны вполне успешно конкурировать с русскими. А при равных позициях ингредиенты уже не поглощают друг друга, а создают нечто новое, некий этнический симбиоз с  другими, взаимообогащенными характеристиками. Не обязательно теряя при этом свою природную спецификацию.

Такое можно наблюдать в развитых европейских сообществах, где мирно соседствуют и развиваются различные этногруппы, сохраняющие свою самобытность, но солидаризирующиеся в единую культурно-территориальную общность. Собственно, так происходит и в самой России, где стараются сформировать общероссийскую общность. Такова фрактальность этих процессов.
источник
Шалтай-Бабай
Начальник управления образования мэрии  города Чебоксары Дмитрий Захаров в своём инстаграме сообщил, что в столице Чувашии может появиться памятник Ивану Грозному к 550-летнему юбилею города. В память о «заслугах» в присоединении Казанского и Астраханского ханств к России.
источник
2018 November 30
Шалтай-Бабай
Цитата замруководителя исполкома Всемирного конгресса татар по работе с российскими регионами Марса Тукаева:
«То, что в городах, где проживают около 40—60 тысяч татар, нет не только татарских школ, но даже национальных классов, звучит удручающе. Некоторые организации закрывают глаза на вытеснение татарского языка в городах и селах и всю свою деятельность направляют только на песни и танцы. Возникает вопрос, а не живут ли они с мыслью, что и умирая, мы умрем с песней»

А то, что татарский язык выдавливается из школ Татарстана, а татарский язык в Татарстане тоже легитимизируют только в песнях и танцах, ВКТ не волнует?
источник
2018 December 01
Шалтай-Бабай
@ShaltayBabay Татары Татарстана повторяют путь татар других регионов. У них татарские школы исчезли в 60-70-е, а к 2000-м годам стали исчезать и уроки татарского. Максимум остался 1 урок в неделю, а чаще никаких уроков по татарскому  уже давно нет. Очень скоро мы получили 90 % татар, которые не знают и двух слов на татарском. Татарстану, ВКТ было пофиг все эти годы, несмотря на все обращения с мест. Песни и пляски затмили истинные проблемы. А теперь эта болезнь перекинулась и на нас.

Остается воскликнуть: фактическое отсутствие татарских школ в Татарстане - что это? Глупость или  измена?
источник
2018 December 03
Шалтай-Бабай
Премьер-министр Башкирии Рустэм Марданов переходит на работу в Центробанк...
источник
Шалтай-Бабай
Незаметно прошёл год, как Госсовет Татарстана отменил обязательное изучение татарского языка в школах.
Чтобы теперь изучать татарский язык родителям нужно писать заявление на имя директора школы.
Хочется спросить тех, кто громче всех ратовал за отмену языка: вот прошел год, как в жертву принесли татарский язык. И, что, дети читали лучше учиться? В школах стали лучше преподавать предметы? Чего вы добились, кроме ухудшения, дезорганизации и забюрократизированности учебного процесса?

Почему-то кажется, что следующим шагом давления на татарский язык станет проверка правильности заполнения тех самых пресловутых заявлений. Происходить это будет примерно так. Прокурор или другой ответственный товарищ на ответственных совещаниях грозно будет спрашивать у директоров школ:
«Почему у вас так много заявлений на изучение татарского? Не может быть так много желающих изучать татарский. Нужно проверить школы и директоров на предмет давление на родителей».

Кто скажет, что это невозможно, пусть мысленно отправится год назад и скажет разве возможно было тогда, чтобы Парламент Татарстана отменил изучение татарского. Оказалось, что все возможно.

Очень надеемся, что Кафка в этот раз не станет былью.
источник
Шалтай-Бабай
В Татарстане ничего не меняется, а точнее, все ходит по замкнутому кругу

https://t.me/tpolit/688
источник
2018 December 04
Шалтай-Бабай
Цитата президента Татарстана Рустама Минниханова на встрече с татарской обширной в Хельсинки
«Большинство татар сегодня проживают за пределами Татарстана. В ходе рабочих поездок мы встречаемся с ними, обсуждаем насущные темы, стараемся оказывать поддержку в решении тех или иных вопросов. И я всегда ставлю вас в пример. Ваши предки приехали в Финляндию более века назад и успешно здесь адаптировались. Но даже спустя столько лет вы помните свои корни, бережно храните свою историю, родной татарский язык, чтите традиции. Я от всей души хочу благодарить вас за это».
источник
Шалтай-Бабай
Когда смотришь на опыт по сохранению родного языка, понимаешь, что секрет татар в Финляндии кроется только в их собственной  самоорганизации и независимости от государства и его институтов.

При общине в Финляндии существует своя учительская организация. Дети посещают воскресные школы, где им преподают татарский язык и основы ислама. Летом организуется летний лагерь, где школьники также  изучают язык, культуру и историю татар. Общиной осуществляется выпуск книг и учебных пособий на татарском языке.
источник