«Б» значит безотцовщина
Посетители моего канала могут заметить, что я часто употребляю слово на букву «б». Причем, делаю я это исключительно в негативной коннотации. Дело в том, что я давно стал замечать, что у людей с определенными политическими и мировоззренческими взглядами какие-то проблемы с психикой. Но я не понимал, какие именно, пока не наткнулся на
ролик Дэвида Вуда, где тот упомянул в т.ч. книгу американского ученого-психолога, автора монографии «Первая научная история безотцовства» “Faith of the Fatherless: psychology of atheism” («Вера безотцовщин: психология атеизма») Пола Витца (Paul Vitz).
Подобно Фрейду, который утверждал, что религиозность имеет психологические корни, Пол Витц предполагает, что и неверие тоже имеет психологические корни. В своем исследовании он проанализировал биографии, как знаменитых атеистов 18-21 веков (Вольтер, Фейербах, Фрейд, Юм, Ницше, Маркс, Доукинс и др), так и знаменитых религиозных проповедников того же времени (например, Паскаль). И в случае атеистов он нашел общее у них всех: плохие отношения с отцом, т.е. отца либо нет (умер, ушел из семьи), либо он не воспитывает ребенка (например, пропадает на работе, как происходит в семьях военных, бизнесменов, высокопоставленных чиновников или ученых), либо он слаб (как отец Карла Маркса, который будучи из семьи потомственного раввина, женатый на дочери потомственного раввина, принял лютеранство ради карьеры), либо он источник опасности (алкоголик, наркоман, садист или педофил). Плюс, психотравмирующее событие вроде близкого знакомства с педофилом (как у Доукинса). Эти же факторы, кстати, считаются факторами гомосексуальной ориентации, но Пол Витц этот вопрос не изучал. И, наоборот, у верующих не было ни психотравмирующего события и были хорошие отношения с отцами.
Кстати, по поводу веры, сразу оговорюсь, что речь идет только о Христианстве и ни о какой другой религии. Все дело в том, что основа христианской догматики – отношения отца и ребенка, где отцом является Бог, а ребенком является человек. Плюс, основной текст Христианства – Евангелие, это история взаимоотношений Бога - Отца с Богом-Сыном, воплотившемся в виде человека. Ничего подобного нет ни в исламской, ни в иудейской догматике – там Бог это господин, хотя про Иудаизм неточно. В Исламе, вообще, возможность Аль-Лаха родить сына накорню отвергается: у всемогущего Бога просто
нет соответствующей женщины, чтобы родить, соответственно, и детей тоже быть не может. Таким образом, по мысли Витца, человеку, у которого не было хороших отношений с отцом, на психологическом уровне трудно принять отношения с Богом. Подробнее
тут и
тут (на английском, переводить не буду - учите инглиш, коротко на русском
тут).
Однако, отношения ребенка с отцом проецируются не только на христианского бога (это просто яркий маркер), они проецируются на все мужское начало, т.е. культуру. Да, культура есть продукт мужского начала и, собственно, роль отца в воспитании ребенка как раз и состоит в его приобщении к культуре общества. Соответственно, если ребенок вырастает, не приобщившись к этой культуре, будет ли он ее ценить? Нет, конечно. Это все пустой звук и ничто, которое не достойно того, чтобы его защищали. Именно поэтому безотцовщины это не только атеисты (среди которых 70% - мужчины), но и предатели своей культуры (среди которых уже большинство – женщины). Будучи неприученной к отношениям с отцом, женщине трудно воспринимать Христианство, но она, в отличие от мужчины идет не в атеизм, а в другую религию (подробнее в интервью профессора), где установлены другие отношения с божеством, например, в Ислам (биография Вари Карауловой – очень показательный пример).