Forbes
разбирался, зачем Сергею Цивилеву ребрендинг Кемеровской области.
...
В Кемеровской области Сергей Цивилев решает вопрос о ее названии подобно тому, как поступают в бизнесе — переименовали товар, и продажи подскочили. Но регион «продать» тем же инвесторам подобным образом не получится. Они ориентируются в первую очередь на другие показатели — транспортная доступность, административные барьеры, логистика, инфраструктура, природные ресурсы, доступная рабочая сила. Сам Цивилев занимался крупным угольным бизнесом в Якутии, закладывая там новые разрезы, не потому, что у республики двойное название Саха (Якутия), и не потому, что у нее был «угольный» имидж. Скорее напротив: республика в сознании россиян с углем никак не ассоциируется. Его консультировали соответствующие специалисты, что это выгодно и перспективно. И именно на их мнение он опирался при принятии решения.
...
Местный историк, специалист по элитам, доктор наук Александр Коновалов полагает, что в экспертном сообществе и среди местных жителей идея не вызвала полного понимания, хотя бы потому, что понятие «Кузбасс» имеет два смысла, и первый из них — геологический: «Кузбасс как угольный бассейн и как регион — абсолютно разные значения». Более того, под предлогом юбилея иные чиновники заговорили о 300-летии Кемеровской области, созданной только в 1943 году.
...
Коновалов отмечает, что в данном случае не было проведено никаких социологических исследований о восприятии региона в России. Мнение о неизвестности Кемерово — чисто субъективное представление, а решение губернатора продиктовано психологией заезжего «варяга». «В начале 1960-х годов был такой руководитель области Леонид Игнатьевич Лубенников, тоже пришлый, который, приехав в Кемеровскую область, одной из первых инициатив поставил переименование самого областного центра в Кузбасск, а Кемеровской области — в Кузбасскую. Он это объяснял тем, что будучи первым секретарем Карело-Финского обкома, много слышал о Кузбассе, но ничего о Кемеровской области», — говорит Коновалов.