В субъектах РФ вовсю открываются центры управления регионом. Всё по плану: к 1 декабря 2020 года по всей стране должны появиться ЦУРы — цифровые платформы, агрегирующие запросы жителей с официальных сайтов и из соцсетей, мониторингом которых смогут заниматься не только главы регионов и их администрации, но и Кремль. Что, в свою очередь, создаёт дополнительный инструмент мониторинга общественного мнения, реакции губернаторов на его изменения и контроля за работой региональных властей. Распространить такую цифровую практику и опыт работы подмосковного ЦУР на регионы поручил президент Путин. На внедрение системы выделены серьёзные деньги — порядка 23 млрд руб. из нацпрограммы «Цифровая экономика». Занимается проектом АНО «Диалог Регионы», дочерняя структура широко известного в узких кругах АНО «Диалог». Обе организации возглавляет экс-сотрудник администрации президента Алексей Гореславский, по словам которого, благодаря работе ЦУР «острота извечной невозможности для обычного человека донести свои проблемы для властей и добиться их решения, вероятно, может быть существенно ослаблена».
Пока регионы радостно рапортуют об открытии ЦУР на своей территории и пересказывают базовые основы работы системы, мы решили напомнить, что в её основе лежит небезызвестный «Инцидент Менеджмент», который, встречая определённое сопротивление в регионах, внедрялся ещё до появления АНО «Диалог». Формально (как и сейчас с ЦУРами) губернаторы сами принимали решение об установке системы, но неформально на этом настаивала АП. Однако Центр управления регионом это не просто система мониторинга, призванная наладить «эффективную коммуникацию между властью и жителями». Подобные формулировки давно набили оскомину и ничего, кроме раздражения у людей уже не вызывают, поскольку большинство чиновников умеют создавать только односторонний канал коммуникации, а про работу с негативом и оперативное решение проблем слышали только на семинарах в федеральном центре.
Несмотря на то, что Гореславский в одном из своих интервью СМИ сказал: «наше дело — подносить снаряды», мол, система не отвечает за то, какие решения дальше принимаются, он же и предположил, что если идёт устойчивый рост недовольства со стороны граждан, то федеральные власти могут воспринять это как признак того, что в регион что-то не так. В качестве примера он привёл рост жалоб в прошлом году на Камчатке и в Еврейской автономии. Использовалась ли эта информация при принятии кадровых решений? Как одно из слагаемых суммы факторов — да, сказал Гореславский. Добавив, что, как правило, «Инцидент» подтверждает вещи, которые и так видны. В случае этих двух регионов он мог стать одним из тех кирпичиков, на которых было построено решение. Так или иначе, доклады по «Инциденту» регулярно отправляются Сергею Кириенко. И к работе ЦУР отношение будет более чем внимательное.
Для некоторых глав регионов и политических вице-губернаторов — это тревожный звонок, сигнализирующий об острой необходимости сменить форматы работы. Потому что реальную картину и пресловутую эффективность тех самых коммуникаций с жителями из Кремля будет очень хорошо видно. И эта картина может совершенно не биться с отсылаемыми региональным администрациями отчётами. Конечно, по логике, введение ЦУРов должно привести и к кадровому обновлению чиновников. К сожалению, в регионах полным-полно «кураторов», по типу мышления больше напоминающих обкомовских работников. Эти люди толком и не понимают, ни как работает система, ни зачем она нужна. Однако гордо заявить федеральному центру «Мы и так знаем, что у нас и как, поэтому не мешайте нам работать», как в своё время позволяли себе отдельные смельчаки, — уже не получится. Как сказал Алексей Гореславский, «весь смысл системы в её неотвратимости: всё равно всё станет известно».