Размышление о том, кто кого бил на последнем митинге
После митинга 23 января власти начали мстить. По данным ОВД-инфо, дела по статье 318 УК (применение насилия против силовиков) возбудили в Москве, Петербурге, Красноярске, Владимире, Костроме, Ярославле и Владивостоке. Каждый день появляются новые задержанные. Например, за драку с ОМОНОМ в Москве взяли чеченца Сайд-Мухамад Джумаева. Следующей стала 35-летняя Ольгу Бендас, на сайте МВД есть видео, где она извиняется. 29 января арестовали таксиста Валерия Евсина. В Петербурге – 39-летнего Андрея Ломова. В Липецке 24-летний житель обвиняется по двум эпизодам части 1. Красноярское МВД публиковало извинение 23-летнего Виталия Бердникова за то, что он бросал «массивные куски снега и бутылку».
Нет данных для того, чтобы здраво оценить количество побитых граждан. Baza писала о 59 пострадавших и о том, что в Тверском отделе Москвы из 30 заявлений о превышении полномочий заполнили 10. Столичный департамент здравоохранения сообщал, что после митинга за помощью обратились 29 человек. Кроме того, по данным ОВД-инфо и профсоюза журналистов пострадало более 50 работников медиа. Так, Татьяна Васильчук – спецкор «Новой Газеты» получила дубинкой по голове.
В Петербурге нас с корреспондентом SotaVision Петром Ивановым задержала полиция. Когда выпустили, мы все равно успели зафиксировать насилие со стороны полицейских. Так, мы были рядом, когда на Гончарной улице массово избивали протестующих. Мы видели, как волокли по асфальту людей у Гостиного двора. Мы разговаривали с женщиной, которая уехала из отделения полиции на скорой. Журналисту Сергею Колотовкину ОМОН при задержании сломал руку.
Только по официальным данным комитета по здравоохранению Смольного, в СПб за медицинской помощью обратилось 24 человека. А сколько тех, кто просто пошел домой? Мы можем только догадываться, сколько пострадавших в остальных 194 городах. Заведено ли хоть одно дело о превышении полномочий? Нет. Видимо, избивать протестующих – это и есть работа силовиков. При этом, по мнению члена совета по правам человека Андрея Бабушкина «люди должны понести ответственность» за то, что кидали снежки в полицейских.
А что стало с теми, кто пострадал от рук полиции? Маргарита Юдина, получившая удар в живот за вопрос: «За что вы его задержали?» теперь слышит угрозы в адрес своей семьи. Ее несовершеннолетнюю дочь угрожает забрать опека, а сыновей, один из которых имеет инвалидность, хотят отправить в армию. Из-за проблем со здоровьем, ее животным приходится искать новых хозяев. А изначальная попытка «замять» ситуацию извинением с цветами - не удалась.
Это даже иронично: провинилась не звезда эстрады, не медийная личность, который надо загладить вину перед своими подписчиками, а никому не известный омоновец. Какие действия могла предпринять полиция? Завести дело? Нет, такого им и на работе хватает. Причем они не выложили на сайте МВД извинение этого человека, они даже не раскрыли его имени. А задержанных заставляют – переняли традиции у Кадырова.
Единственный, кто действительно был уволен – росгвардеец, который записал издевательский тик-ток о Маргарите Юдиной. Отлично, что он понес наказание. Но почему кара за слова о поступке больше, чем санкция за действие?
Закон един для всех граждан России, включая работников силовых структур, включая чиновников и президента. Если он соблюдается для одних групп и игнорируется для других, в итоге, его перестают соблюдать уже все. К сожалению, властям не получается увидеть эту простую закономерность и понять: чтобы не было насилия в сторону силовиков не надо безнаказанно бить мирных граждан.
Фото: BBC