Оказывается, в запущенном в московском метро поезде про историю России нашлось место и вагону с Ермоловым! Причем со строчками из Пушкина про «Смирись, Кавказ, идет Ермолов!» На сайте
onkavkaz.com в связи с этим приводятся крики души возмущенных горнороссиян, цитировать одно удовольствие:
«Для одних Ермолов выдающийся русский генерал, для других жестокий тиран и военный преступник, но оставим это на суд истории, а лучше Всевышнего, который всегда является точным свидетелем всех исторических событий. Сейчас крайне важно то, что восприятие Ермолова жителями кавказских республик резко отрицательное».
А почему в вопросах благоустройства московского метро должно быть крайне важно мнение жителей кавказских республик, мы пропустили?
«Брались заложники, создавались прообразы концлагерей, выжигались и стирались с лица земли целые аулы вместе с женщинами, детьми и стариками. Жестокость поощрялась, что доказывает его же цитата — „Снисхождение в глазах азиатов — знак слабости“. Но не только местное население ненавидело генерала, известны цитаты его же современников. „Сердце Ермолова так же черно, как его сапог“, — таков был отзыв Александра I о Ермолове».
Только не Александра I, а со слов немецкого генерала, услышавшего это от немецкого полковника (то есть даже не вторые, а третьи руки). Впрочем, удалили в итоге Ермолова с Кавказа не за жестокость, а потому, что он, совсем как МакАртур в Корее, начал жить уже совсем самостоятельной жизнью, как полновластный властелин.
«Ермолов известен своей бесчеловечной и жестокой политикой в отношении северокавказских народов, он не щадил ни женщин, ни детей, и как я должен относиться к такому существу?! Его методы сравнимы с методами Гитлера, но если русский человек считает это фашизмом, то, как охарактеризовать то, что делал Ермолов, выжигая тысячи аулов и селений?!»
Обычно он предлагал сдаться и, получив гордый отказ, начинал зачистку. Выжигать аулы в горах — долгое и затратное предприятие, которого Ермолов всячески старался избегнуть.
«Конечно же, это возмутительно! Развешивание таких плакатов — это разжигание межнациональной вражды. Это либо глупость, либо предательство государственных интересов. Потому что в многонациональной стране, имеющей именно на Кавказе столько застарелых проблем (во многом созданных именно генералом Ермоловым) такой плакат сравним с идеологической диверсией».
А называть все вокруг именем имама Шамиля, столько лет воевавшего против России — это идеологическая починка и поддержка государственных интересов, ок.
«Если мы стремимся к выстраиванию межнационального взаимоуважения и выработке общегражданской единичности, то расклеивание его портретов в метро способствует этому так же, как расклеивание портретов фашистских генералов Вильгельма Геринга или Рудольфа Гесса в Израиле».
То есть вся Москва из кавказцев состоит? Или кроме уважаемых жителей Кавказа в Москве живут еще другие народы, у которых чуть другое отношение к Ермолову? И важно ли мнение этих других народов?
«А иначе чем можно объяснить негативные и не способствующие миру и дружбе народов надписи в вагонах московского метро рядом с портретом Ермолова: „В 1818 году началось покорение Чечни, 1822 году усмирение Кабарды и в 1824 году проводил экспедиции против мятежных абхазов“. Неужели ещё не наступило время, чтобы вместо подобного портрета в метро можно было увидеть портрет космонавта, лакца Мусы Манарова или портрет величайшего поэта, автора слов знаменитой песни „Журавли“, аварца Расула Гамзатова?»
Ну постройте в Дагестане метро и вешайте там портреты Гамзатова, в чем проблема? И что делать, если в 1818 году правда началось покорение Чечни? Давайте уважать нашу общую историю!
«Нет никаких сомнений, что в Ингушетии к Ермолову относятся отрицательно, и такие лозунги, хоть это и строки из поэмы Пушкина, не уместны в многонациональной России, тем более, что они вырваны из контекста».