КРАХ РУССКОГО ГОСФУТБОЛА
Футбольная Россия вошла в крутое пике, выйти из которого будет как минимум непросто. РПЛ обрушилась уже на 8-е место в таблице коэффициентов УЕФА, поскольку ВСЕ русские клубы предельно бесславно и прозаично вылетели из еврокубков. Правда, из ближайших конкурентов по рейтингу остаются в гонке за трофеи только Украина (“Шахтер” (уже не Донецк) и “Динамо” (пока Киев), а также Шотландия (“Рейнджерс”). Даже если украинцы или шотландцы возьмут Лигу Европу (что крайне маловероятно), то все равно не обгонят Россию. Но это только пока.
Дело в том, что в таблицу коэффициентов УЕФА входят последние пять сезонов. Русские клубы при этом проваливаются второй год подряд, набирая очки на уровне лиг из второго/третьего десятка рейтинга (для сравнения в этом году мы выступили на уровне даже не дна, а поддонья - Венгрии и Болгарии). При этом на основании рейтинга УЕФА распределяются национальные квоты в клубные турниры - Лигу чемпионов и Лигу Европы. Другими словами, чем выше рейтинг твоего чемпионата - тем больше ты можешь выставить клубов в ЛЧ и ЛЕ, а значит получить денег, спонсорских контрактов и рекламы. Таким образом, таблица коэффициентов УЕФА - универсальная мера не только статуса, но и эффективности национальных лиг, а с этим у почти полностью государственной РПЛ с каждым годом все мрачнее.
Совсем недавно Россия боролась за пятое место рейтинга с Францией и могла гарантированно выставлять два клуба в групповой этап главного турнира Старого Света - Лиги чемпионов. Теперь мы лишились этой привилегии, а наши прямые конкуренты уже Бельгия, Австрия, Шотландия и Украина. Но настоящие боли и беды ждут русский госфутбол впереди. В ближайшие два года у РПЛ сгорят результаты топовых русских сезонов 2016/2017 и 2017/2018, а учитывая нынешнюю динамику выступлений - футбольная Россия рискует провалиться не просто в преисподнюю, а на седьмой круг ада. Уже в будущем сезоне мы можем вылететь из десятки, а в ближайшие пару лет докатиться и до 15-го места, которое будет означать НОЛЬ команд в ЛЧ. Другими словами, натуральную катастрофу нашего футбола.
Почему же спорт №1 в России оказался в такой иссиня-черной депрессии? Дело в том, что почти все русские клубы, игравшие в этом сезоне в еврокубках, в отличие от топ-чемпионатов (Англия, Испания, Германия, Италия и Франция), принадлежат или аффилированы с госкомпаниями. Смотрите сами: “Зенит” - “Газпром” и связанные с ним структуры, “Локомотив” - РЖД, ЦСКА - ВЭБ, “Динамо” - ВТБ, “Ростов” - министерство имущественных отношений Ростовской области. Исключение составляет “Краснодар”, который принадлежит экс-владельцу “Магниту” Сергею Галицкому. Симптоматично, что именно “Краснодар” выступил в этом сезоне наименее позорно среди всех русских клубов, дожив до еврокубковой весны. В остальном - РФ не может нормально управлять не только собой, но и футболом, а последние провалы лишнее тому доказательство.
Другой веригой русского футбола стал лимит на легионеров, который продавливается из года в год на государственном уровне. В результате лимита русские футболисты растут в неконкурентной среде, получают безумные зарплаты и презрительное прозвище “паспортистов”. Но при этом и одномоментная отмена лимита может привести к открытию футбольных шлюзов из Балкан, Африки и постсоветского пространства. В конечном счете вместо создания реальной конкурентной среды мы можем получить просто изобилие дешевых игроков-гастарбайтеров, которое вряд ли скажется позитивно на уровне национального футбола. В любом случае вопрос лимита остается одним из наиболее острых и пока нерешаемых нынешним руководством РПЛ.
Однако есть и более объективные причины футбольного кризиса. Буквально за последние пару лет РПЛ буквально обеднела на фоне коронакризиса и падения курса рубля, и даже газпромовский флагман “Зенит” теперь вынужден покупать в качестве заморских суперзвезд не Халка с Витцелем, а игроков уровня дубля “Барселоны”. Параллельно тот же “Зенит” связан правилом финансового fair play, согласно которому (если совсем грубо) клубы не должны тратить больше, чем зарабатывают.