Один из главных апологетов либерализма Закария в своей книге
«The Future of Freedom» прямо пишет о том, что либерализм как совокупность всего хорошего, в первую очередь с экономической точки зрения, изначально фундаментально несовместим с демократией и демократическими институтами. В первую очередь это связано с тем, что демократические институты не способны обеспечить грамотный контроль рынка и экономических процессов, которые по мере увеличения и усложнения мировой экономики требуют высокопрофессиональных рациональных, а не политических решений.
Поразительно, но Закария имеет в виду не только мажоритарную демократию с властью большинства, но даже доступ меньшинств к принятию решений. По мнению Закарии, демократические институты фундаментально противоречат всеобщему благу, так как они либо приводят к популистским решениям, которые всегда иррациональны как и природа масс, либо обеспечивают неправомерный доступ узких групп интересов, которые естественным образом продавливают решения, выгодные крайне ограниченному кругу лиц, а значит, противоречащие общественному благу.
По мнению Закарии, ключевые институты, способные производить эффективную политику, должны быть полностью выведены из под давления общества и групп интересов. В качестве примера, Закария приводит ФРС США и ЕЦБ, которые смогли обеспечить грамотную монетарную политику на протяжении десятилетий. Самыми неэффективными институтами Закария считает конгресс и европейские легислатуры.
Поразительно,
Закария подчеркивает, что демократия особенно опасна для развивающихся стран, так как любой доступ больших или малых групп интересов в этих странах к институтам принятия решений приводит к экономически неоправданным субсидиям для этих групп, а это в свою очередь делает невозможным необходимые реформы. Одним из ярких примеров, социально-экономической недоразвитости Закария считает Индию. И главная причина этих проблем — британское демократическое наследие.
Закария, конечно, открыто не предлагает вариант авторитаризма. Он говорит о «делегировании» важнейших решений в руки политически нейтральных институтов, наподобие Центробанков, полномочия глав которых не должны совпадать с электоральным циклом.
Интересно, что работа «The Future of Freedom» была написана в 2003 году, то есть задолго до европейского политического кризиса и подъема популизма по всему миру. Складывается такое ощущение, что Закария изложил в своей работе концентрат мировоззрения транснационального капитала, который стоит за созданием ЕС и международными усилиями по созданию глобальной системы свободы торговли и открытости границ. Однако Закария не учел, что такая система власти хотя и может теоретически обеспечивать более грамотное управления, но не является долговечной и стабильной, так как постепенно лишается поддержки и легитимности, оставляя за собой в качестве инструментов удержания власти силу в виде контроля за дискурсом.
В то же время, подход к Закарии позволяет полностью переосмыслить потенциальный либеральный западный путь России после транзита власти. Ведь очевидно, что этот путь никакого демократизма не предполагает, так как демократизм в российском случае всегда означает неоправданный доступ групп интересов, неважно широких или узких, к ренте. А это в свою очередь делает невозможными так необходимые реформы и рост экономики.