
Одна из высказанных источниками версий задержания Верзилова - подготовка акции к параду 24 июня. Вроде бы он собирался выйти на дорогу перед идущей колонной танков и повторить знаменитую сцену на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года. Помня об удивительно лихой акции в финале Чемпионата мира по футболу, легко допустить, что у Верзилова получилось бы преодолеть все заградительные барьеры и в этом случае. Эффект такой акции трудно переоценить: парад, на который никто из значимых мировых лидеров не приехал, обошел бы все СМИ в совершенно ином ракурсе, чем желали бы в Кремле: фото стоящего перед танком безоружного человека привлекает внимание сама по себе, даже без многозначительных исторических ассоциаций и параллелей.
И уже неважно, планировал ли на самом деле Верзилов что-то подобное или нет, или собирался предпринять, но что-то совсем иное, эта акция уже в его активе, хотя и без планетарного резонанса. Получается, власти узнали или вообразили, что он может совершить что-то подобное, и не стали надеяться на свою, казалось бы, глубоко эшелонированную систему охраны порядка и безопасности, а ликвидировали угрозу в зародыше. В этом смысле технологии советских времен, когда неблагонадежные элементы отправляли “за 101-й” километр ничуть не поменялись. Если эта версия верна, то она свидетельствует о не самых уверенных настроениях внутри системы.
Впрочем, и без Верзилова примеров того, что власть в последние недели “закручивает гайки” уже на индивидуальном уровне, предостаточно. В стране фактически запрещены одиночные пикеты, что автор этих строк в буквальном смысле испытал на себе. Самоизоляция уже закончилась, но за одиночные пикеты продолжают задерживать, теперь их рассматривают как массовые акции, как бы абсурдно это ни звучало. Листок с несколькими словами простеста против поправок к Конституции - причина для мощной спецоперации силовиков. Поход странного, но очевидно безобидного “шамана” на Кремль заканчивается для него принудительным помещением в психиатрическую лечебницу.
Доходит до смешного. В Уссурийске на пять суток арестовали актера пародийных роликов, который создал в YouTube образ справедливого чиновника Виктора Наливкина: власти утверждают, что он нецензурно выражался. Не исключено, что в Уссурийске особо нетерпимы к мату, но вот совпадение - за несколько дней до ареста местные силовики усиленно опровергали и называли фейком один из сатирических роликов с Наливкиным, в котором тот разоблачал полицейского-коррупционера. Кстати, последнего тоже арестовали, но уже за незаконное ношение униформы.
В каждом из этих случаев возможны свои особенности: один чиновник “на местах” решил подстраховаться, второй - выслужиться, третий - просто не разобрался. И, конечно6 ни в одном из них решение не принималось на сколько-нибудь высоком федеральном уровне. Система уже устроена так, что работает сама по себе на любом уровне, просто теперь дошла до уровня индивидуального.
Но если всего лишь один пусть и очень реативный или харизматичный, но при этом безоружный и совершенно невлиятельный человек может представлять настолько ощутимую угрозу целой системе, что для защиты от нее требуется устраивать масштабную спецоперацию, с устойчивостью этой системы явно что-то не так, а главное - что она сама в ней сомневается.