В 90-е годы, после развала СССР, хотели мы того или нет, перешли из коммунизма и социализма в капитализм и в демократию. И мы в плане успешности перехода, наверное, где-то между Чехией и Туркменией. В чём-то мы ближе к Чехии, в чём-то -- к Туркмении.
Сейчас уже 2020-е пошли. По всему миру идет цифровизация, переход в экономику знаний (knowledge economy), корпорации занимаются инновациями, люди создают стартапы, среди героев современности не последнюю строчку занимают фаундеры, ангелы и венчурные инвесторы. Будем ли в этой гонке за технологиями и инновациями очередной Чехией/Израилем, или же условной Туркменией, зависит от всех нас - от государства, от бизнеса и предпринимателей, от общества.
Мне самому интересно всегда об этом поговорить с теми, кто стоит у истоков создания инновационной экономики и экосистемы. Адиль Нургожин - это тот самый правильный человек, с кем мне нравится начинать серию интервью на эту тему. Создавал первые венчурные фонды, приводил международных игроков на рынок, формировал правила игры со стороны государства и активно лично инвестировал в стартапы еще лет 8-10 назад.
Поговорили о феноменах
Kaspi.kz и Freedom Finance. И о том, что в Казахстане делают Quest Ventures и 500 Startups. Какую роль к экосистеме играют QazTech Ventures, Астана Хаб и АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек". Есть ли смысл развивать инновации в такой экономике как Казахстан, где большинство отраслей монополизированы и нет рыночной конкуренции (нет конкуренции - нет спроса на эффективность и, соответственно, нет спроса на инновации и технологий). И, конечно же, о том, чем Адиль занимался в роли чиновника, курирующего развитие венчурной отрасли в Казахстане.
Отдельно хочу выразить огромную благодарность за предоставление платформы изданию Steppe, Зауре Розмат и Гульнар Наурызбай
https://youtu.be/wrzY6Uc7K94