Продолжаю читать книгу донесений латышского посольства в Москве. В марте 1937 года группа посольских работников проехалась по Украине и Крыму, а ранее – по Татарстану. Они описывают увиденное, в частности, отношение украинцев к русским в то время:
По пути в Крым пришлось наблюдать большие нарушения в сообщении. Поезд часто останавливался и только после соответствующего ремонта продолжал дальнейший путь. Дважды причиной остановки движения поезда было возгорание колесных осей. Этот недостаток железнодорожники объясняют поверхностно обработанными и неотшлифованными металлическими частями. В целом опоздания поездов носят хронический характер. Недостачи продовольствия, т. е. хлеба, в крупнейших городах, как Ялта, Симферополь и Крым, не наблюдается. Также в киосках железнодорожных станций хлеб доступен.
В свою очередь, в малых городах хлеба не было уже 3 дня. Жители это объясняют транспортными трудностями. За хлебом стоят хвосты; цены высокие: 1 кг – 1.50 руб. При 5–6-рублевом (дневном) заработке простого рабочего буханка хлеба – действительно слишком дорога.
Одним вопросом, который привлек наибольшее внимание господина Берзиньша, были культурные достижения отдельных национальных республик и их отношение к русским
Как в Татарии, так и на Украине сильно развита национальная самостоятельность. На Украине влияние русских не чувствуется: ощущается даже известное настроение против великороссов.
Разговорный язык – украинский, вывески только на украинском языке. Культурные связи поддерживаются с Чехией, в свою очередь, к ближайшему соседу Польше отношение сдержанное, даже враждебное. С большим воодушевлением господин Берзиньш отзывался о культурных достижениях Украины, театрах, музеях, выставках, которые он имел возможность осмотреть.
Татария оставляет впечатление страны сравнительно высокой культуры. Для подъема культурного уровня Сов. Россия многое сделала. Обучение в школах ведется по-татарски, только 3–4 урока в неделю посвящены русскому языку. Татары уже по своей природе были ранее большими индивидуалистами и в силу этой особенности коммунистическое учение не пустило глубокие корни.
В целом он коммунизм как таковой не наблюдал. Посещал татарские колхозы, школы, библиотеки, художественные студии и т. д. Наблюдал большую тягу к образованию; все же имеется большой недостаток учебных средств. Внимательно следят за жизнью Турции, с которой стараются устанавливать культурные связи. Как в Татарии, так и на Украине ему уделялось внимание и большое гостеприимство.