#этоинтересно
В 1852 году в Польше был построен Эльблонгский канал, который соединяет Мазурские озера с Вислинским заливом Балтийского моря. Это самый длинный судоходный канал в Польше (83 км), но примечателен он не этим.
На канале есть участок длиной 10 км с большим перепадом высот – более 100 метров. Шлюзы строить было невозможно. Поэтому была придумана система из пяти судоподъемников, которые перетаскивают суда по суше. По принципу действия судоподъёмник напоминает фуникулёр и представляет собой своеобразную судовозную железную дорогу. Судоподъёмники до сих пор приводятся в действие оригинальными гидравлическими механизмами, сохранившимися со времён постройки канала.
Подобная инженерная система существовала в мире только в США. В 1836 году в Нью-Джерси был построен канал Моррис, где суда также перетаскивали по суше. Но канал не выдержал конкуренции с железной дорогой, и в 1924 году был заброшен. Таким образом, Эльблонгский канал – единственный в мире действующий гидротехнический памятник такого типа.