Тампере — второй трамвайный город Финляндии
Для российских городов история немного фантастическая: в городе с агломерацией в 400 тысяч человек пошли не по пути маршруток, а всё посчитали и выбрали трамвай, запуск которого запланирован на 9 августа. В связи с этим небольшая выдержка из двух больших постов (
раз и
два) о предпосылках строительства трамвая, проблемах, ходе строительства и перспективах.
Строительство трамвая в Тампере было впервые предложено еще в 1907 году, и к этой идее возвращались много раз в течение следующего века, но до дела дошло лишь в 2010-х: в 2012 приняли решение о проектировании трамвая, в 2014 утвердили предварительный проект, в 2016 дали зелёный свет строительству и приступили к работам в 2017.
Особенно интересен процесс финального обсуждения проекта в городском совете, депутаты обсуждали трамвай 5,5 часа. Противники трамвая использовали такие аргументы, как:
- суицидально настроенные люди будут бросаться под трамвай;
- глухие не услышат трамвай и будут попадать под колеса;
- зимой трамвай будет застревать в сугробах;
- при строительстве пострадают белки-летяги (ну, это вообще универсальная тема в Финляндии при строительстве чего бы то ни было);
- безработные будут кататься на трамвае от скуки и даже приезжать для этого из других городов;
- один депутат-коммунист что-то порывался рассказать про золотого тельца Уолл-Стрит с большими яйцами.
Сейчас трамвай проходит обкатку, запустить сервис планируют до конца лета. Центральную улицу города полностью реконструировали и закрыли для автомобилей — она стала трамвайно-автобусно-пешеходной. Одновременно с запуском трамвая проведут реформу автобусных маршрутов: дублирующие автобусы будут убраны, а трассы множество других маршрутов — пересмотрены.
Общая стоимость первой очереди трамвая — 298 млн. евро: 252 млн. — собственно трамвай от Škoda, а остальное ушло на строительство путей, реконструкции улиц и коммуникации.
Сейчас запускают лишь первую очередь трамвая: 15 км двухпутной трамвайной линии, депо на окраине города и 20 вагонов. В октябре 2020 была одобрена вторая очередь в 6,7 км за 85 млн. евро, работы на ней уже идут. Планируется, что новая линия будет частично запущена в 2023, а полностью — в 2024. При этом уже утверждён перспективный план развития трамвая в пригороды.
Для муниципального бюджета Тампере сумма весьма болезненная, трамвай строят в долг. Финляндское государство компенсирует до 30% стоимости строительства собственно трамвая (не смежных реконструкций), но об окончательной сумме можно будет говорить после завершения работ.
Много подробностей и фоток:
fennica.pohjoiseen.fi/ru/2021/08/03/tampere-tram-part1/fennica.pohjoiseen.fi/ru/2021/08/03/tampere-tram-part2/