Больше всего из
этого интервью цитируют призывы к мягкой белорусизации. Это и правда было интересно, Совбез абсолютно сознательно включил это в текст концепции. Когда я сказал, что меня это удивило, Зась чуть обиженно спросил: «А чем это могло вас удивить?» - подумав, что я буду критиковать.
Вообще, интересный генерал. У него военное мышление и речь, текст этого не передает, я редактировал под более привычный стиль.
Парадоксально, но при этом очень открытый человек, как и все его ведомство. Легко согласились на интервью, очень мягко попросили темы беседы заранее («если это не противоречит вашей журналистской этике, Артем Геннадьевич»), ни одной правки по итоговому тексту при согласовании. Все на голову быстрее, четче и легче, чем со многими западными дипломатами. Это силовики авторитарной страны, на секунду.
Про белорусизацию говорил долго, с удовольствием и искренне. Про российские каналы, в которых он не видит угрозы, мне показалось, что говорил с удивлением типа «а в чем проблема?». Как будто я первый, кто обратил его внимание на эту тему.
Выступал несколько раз против закручивания гаек, за открытость государства журналистам, за борьбу с фейками через оперативные опровержения, а не через запреты. Ясно, что это не он принимает ключевые решения о репрессиях и едва ли он может их остановить.
Но с его скорым уходом с должности на пост генсека ОДКБ, вероятность, что его преемник на посту будет таких же взглядов, невелика. И это не будет на пользу политическому климату в стране.
Мы минут 20 после интервью, по его инициативе, беседовали не под запись. Это было откровенно и интересно. Из уважение к святой фразе off the record я, разумеется, не расскажу деталей.
Но в общих словах, Зась отверг все, скажем так, традиционные опасения по поводу наших высших силовиков и их отношения к независимости. Однозначно отверг. Суверенитет превыше всего.
Учитывая, что ему 55 лет, не думаю, что командировка в ОДКБ (2020-22) будет почетной пенсией. Должен быть камбэк.