Между гаражом и погребом (или как говорят в Красноярске, "подвалом") не так много разницы. Как и подвал, гараж это в первую очередь хозяйственная постройка, выполняющая роль склада. Да, как правило размер и иногда изначальный функционал позволяет хранить в гараже автомобиль, а оборудованная в полу смотровая яма может позволять делать ремонт автомобиля. Но это не главное. Главное, что гараж - место в котором можно хранить санки, велосипеды, сельскохозяйственный инвентарь, строительные материалы, старую мебель, электротехнику. А также предметы, которые можно описать как"нужное" - сломанные дверцы от шкафов, куски арматуры, разбитый ламповый монитор. В общем, все то, что не позволит себе выбросить ни один мужчина в нашей стране. Впрочем, найти применение этому "нужному" обычно тоже не получается.
Городские гаражи могут строится из самых разных материалов - обломки свай, типовые железобетонные плиты, кирпич, листовое железо. Несколько реже встречаются конструкции, которые изначально были задуманы как гаражи - что-то вроде вагончиков и ракушек. Они наиболее мобильны из всех типов гаражей. А это важнейшее качество в современном городе.
Городские гаражи как правило стоят кучно вдоль дороги или тупика, или образуют террасированный бидонвиль, в котором можно заблудиться. Хаотичный пейзаж гаражных полей вызывает тревогу и местные жители начинают винить гаражи во всех своих бедах и проблемах. Впрочем, наличие полулегальных практик вполне естественно для гаражей - именно там мы найдем подпольные спиртзаводы, пункты приема цветного лома, автомастерские.
Главной проблемой гаражей является то, что они в большинстве своем не имеют легального статуса. Земля под гаражом не оформлена, сам гараж так же не оформлен. Поэтому, когда девелопер заходит на территорию гаражного поля, то судьба гаражей и их владельцев зависит исключительно от человеколюбия девелопера. Потому как гаражи оказываются самостроем. Которым, впрочем, они могут и действительно являться.
Чтобы работать с этой проблемой есть три пути. Один из них правовой - зарегистрировать гараж. Но это скучный способ, чего его обсуждать. А вот два других куда интереснее. Например, можно строить свой гараж в таком месте, куда гарантированно не зайдет никакой девелопер. Например, под ЛЭП. А еще можно сделать свой гараж максимально мобильным и, в случае угрозы, просто перетаскивать гараж куда-нибудь еще. В городе места полно, так что это не проблема.
Реальной проблемой, как и в случае с погребами, является то, что по гаражу не поймешь он действующий или заброшенный. Гаражей очень много, у многих из них нет легального статуса, владельца сложно найти, либо владелец уехал или умер и никто не знает что с ним. Да и по виду не ясно - это такое конструктивное решение или последствия руинирования?
Сейчас российские города активно борются с гаражами. Принуждают жителей их либо сносить, либо (что реже) оформлять. И проблема здесь в том, что редко когда работа по сносу гаражей происходит параллельно с увеличением числа парковочных мест в районе, или строительством новых гаражных комплексов. Особенно в поздних микрорайонах это приводит к перегруженности дворов машинами. Урбанисты потом начинают жаловаться, дескать "Не покупай машину, если её негде парковать!". Но проблема в том, то на момент покупки парковать было где.
Перегружаются не только дворы - потребность хранить где-то велосипеды и огурчики на зиму никуда не девается со сносом гаража. И тогда уже в ход идут общие коридоры, балконы. В лучшем случае квартиры. И вот тут уже совсем не ясно как быть. Запретами и ссылками на пожарные нормы довольно сложно поменять образ жизни и питания людей. Если они в августе делают заготовки, а потом до мая их едят, то они вряд ли перестанут так делать. И так будет до тех пор, пока огород остается для многих людей залогом выживания в городе.
#гаражнаяантропология #социологиягорода #районыкрасноярска #градоходство