(НЕ)ВИДИМОСТЬ ЖЕНЩИН-ЭКСПЕРТОК В РОССИЙСКИХ СМИ
Мы уже писали об исследовании появления женщин-эксперток в российских медиа, которое провела наша сотрудница Диляра Валеева и ее коллега София Докука. Но совсем недавно на Сигме вышло отличное интервью с Дилярой и Софией, где они очень просто и понятно рассказывают про свое исследование: как родилась идея исследования, чего ожидали исследовательницы, как они отбирали данные и строили гипотезы – ну и, конечно, что получилось в результате (так что все, кто интересуются темой, но слишком заняты, чтобы читать исследовательскую публикацию, могут просто прочитать интервью!).
В общем, Диляра и София проанализировали 244 медиа издания на русском языка за 2019-2020 годы. Они обнаружили (ожидаемо – ну, мы надеемся, что никто из наших читателей не верит в то, что в России существует гендерное равенство😊), что женщины-экспертки появляются в медиа в разы реже, чем мужчины-эксперты – даже в сферах, которые традиционно считаются «женскими»! Разумеется, российские медиа почти не используют феминитивы – а в тех редких случаях, когда феминитивы все же появляются в медиа (1% случаев), они обычно несут негативную окраску. Например, если женщина-депутатка сделала что-то хорошее, то она описывается как «депутат», а если что-то плохое – то как «депутатка». А еще мужчины чаще берут интервью у мужчин, женщины – у женщин, но при этом журналисты обоих полов чаще интервьюируют мужчин. Женщины-экспертки в своих комментариях часто используют местоимение я («я считаю, что…»), тогда как мужчины обычно высказывают в безличном «объективном» ключе («считается, что…»). Диляра и София – и мы вслед за ними! – надеются, что на их исследования обратят внимания и примут к сведению журналисты и журналистки, а особенно – руководители и руководительницы (которых гораздо меньше) издательств. Ну а мы рекомендуем: прислушивайтесь не только к мужчинам-экспертам, но и к женщинам-экспертам вокруг вас, потому что их много, но они не всегда так заметны.
Интервью можно найти
здесь. А текст про исследование
здесь.