A
Дэвид Грин, впрочем, пишет, что многие "британские патриоты" удивятся, узнав, что Магна Карта была написана не на английском языке, а на французском и латыни — возможно, это оскорбит их чувства.
Если кому-то интересно, актуальный текст хартии вольностей можно посмотреть на официальном сайте британского правительства — и оценить, что от оригинального произведения осталась пара абзацев текста, а всё остальное заполнено пометками типа C. 24 repealed by Statute Law Revision Act 1863 (c. 125) and Statute Law (Ireland) Revision Act 1872 (c. 98).
Попробуйте — увлекательное чтение. Восемь столетий сточили средневековый документ до размеров яблочного огрызка. Это всё, что осталось от средневековой хартии в современном английском праве.
Когда в последний раз Магну Карту поминали в обычном гражданском суде (это был случай, когда движение "Оккупай" отказывалось убирать палаточный лагерь с площади перед собором Св. Павла), суд вообще постановил, что, бла-бла-бла, священное основание английского закона, чтимая традиция, но положения хартии вольностей не имеют практического применения в современном праве и не могут рассматриваться судом. На этом всё и закончилось.
Самое же смешное, что, по сути, Магна Карта, Великая Хартия Вольностей, вообще не предоставляет никакой защиты от условной диктатуры или прочего государственного насилия. В отличие от, например, американского Билля о правах, выжившая статья 29 Хартии гласит, что государство обязано соблюдать акты Парламента, не задерживать и не препятствовать отправлению правосудия в соответствии с законами, установленными Парламентом.
Если Парламент формально решил, что все люди с фамилией на букву D имеют право бить людей с фамилиями на буквы R и T, то так тому и быть. Закон есть? Есть. Вот и отлично.
Это вообще важно подчеркнуть — в стране, не имеющей письменной конституции, Акты Парламента всесильны.
В
АНГЛИИ
ПАРЛАМЕНТ
ИМЕЕТ
ВЕРХОВНУЮ
ВЛАСТЬ.
У него нет никаких сдержек и противовесов, это особенность вестминстерской системы.
Технически, он может принять акт, отменяющий право на защиту в суде, отменяющий необходимость суда, отменяющий гравитацию или меняющий королеве пол — как только билль становится утверждённым Парламентом, он приобретает силу абсолютного права и Магна Карта требует защищать и оберегать его.
В Британии ветки власти даже примерно не уравнены между собой, Парламент может творить всё, что захочет. Хоть право первой ночи вводить — и если избранные депутаты проголосовали, то право первой ночи не может быть оспорено хоть королевой, хоть хартией, разве что танками на Парламент-сквэр.
Согласно работам А.В. Дайси по основам конституционного права Великобритании, "...Парламент... обладает полными правами принять или уничтожить любой закон, право или государственное учреждение, и никакой человек или власть не признаются по английскому закону способными противоречить Актам Парламента".
Живите теперь с этим ворохом бесполезной, но курьёзной информации.
С уважением, редакция телеграм-канала "Пшеничные поля Терезы Мэй". :)