«ГДР я покинул буквально за три недели до начала строительства стены. Мы ничего не сказали родителям, иначе у них были бы серьезные проблемы: сотрудники Штази и полиция допрашивали почти всех родственников беглецов из Восточной Германии», — взахлеб рассказывают Кнут и Кристия, улыбающаяся пара немецких пенсионеров.
Ради празднования годовщины в столицу приехали жители Лейпцига, Гамбурга, Мюнхена, Нюрнберга и Франкфурта. Уже с утра демонстранты заняли площадь перед Бранденбургскими воротами, где смонтирована огромная сцена для праздничного концерта.
«Мы стояли на Потсдамской плошади в ту ночь, когда эту стену наконец-то разрушили. Тогда было холодно, но этого словно никто не замечал. В воздухе была эйфория, атмосфера праздника», — рассказывают Катарина и Лиза, пожилые женщины из Западного Берлина.
«Мы плакали, когда советские солдаты просверлили отверстие в стене. Все ринулись посмотреть, кто там стоит в этой дыре: они были такими же молодыми, такими же смущенными, как и мы" — делятся взволнованные пенсионерки.
От площади у Бранденбургских ворот к набережной Шпрее медленно тянется толпа: многие спешат занять хорошее место на мосту, чтобы с возвышения обозревать запуск шаров. В ту же сторону двигаются статная высокая немка Анна-Мария с мужем Гервигом. «Я приехала из Финляндии, потом жила в западной части Германии — эта драма со стеной меня не коснулась», — говорит женщина. — «Но мой муж жил в восточной части и испытал на себе все ограничения того режима. Прекрасно понимаю его ощущения: даже в Финляндии на меня психологически давил Советский Союз — я ведь жила недалеко от границы».
Из репортажа нашей соратницы на 25-летие падения стены.