«Ошибки юности», 1978
Демобилизовавшись из рядов Советской армии, деревенский житель Дмитрий решает посмотреть жизнь, коей он не видел, и устраивается работать на Север. Поскольку Дмитрий - мудак, то есть, человек, который совершает только идиотские и немотивированные поступки, а так же портит и ломает жизни всем окружающим, в особенности любящим его женщинам. В финале, «доразвившись» до уровня грузчика в мебельном магазине, в процессе собственной свадьбы, он вдруг окончательно осознает, что в жизни его происходит что-то не то и, кажется, делает правильные выводы. Открытый финал.
В общем, видим типичный позднесоветский ленфильмовский депрессивный фильм о трудном моральном выборе великовозрастного идиота. Но есть одно «но». Фильм, внезапно, настолько реалистично показывал советскую действительность, что его убрали на полку, и до зрителя картина добралась только в разгаре перестройки. Поскольку в тот момент «чернуха уже заполонила экраны», на картину особого внимания не обратили и отмечали, в основном, в том плане, что в ней сыграл свою последнюю роль Станислав Жданько – недели за две до окончательного запрета «Ошибок юности» его зарезала по пьяни сожительница – известная артистка Валентина Малявина. Точнее, обратили, конечно же. В те времена возвращение «полочных» фильмов отмечалось в СМИ с помпой. Тем более, что сценаристом «Ошибок» был невероятно модный в то время в СССР эмигрант Эдуард Тополь. Сценарий он не мог пристроить аж 13 лет, но в 1977 произошло нечто, и его разрешили. Затем последовала серия диких срачей и доработок. Так или иначе, фильм, в котором показывали дедовщину в Советской армии, что рабочий класс – это пьянь и срань, что жизнь вообще – говно, был доснят, смонтирован и поехал на отсмотр в Москву. По результату картину спрятали, а ее режиссеру Борису Фрумину вообще запретили работать в советском кинематографе. Они с Тополем эмигрировали. Фрумин, надо сказать, отработал на фильме просто блестяще – в СССР тогда так красиво мало кто снимал. Ну а в силу предельной откровенности, картина не смотрится архаично, хотя, никакой логики в действиях главного героя (который, кстати, еще и неофициальные песни Высоцкого в кадре поет)за 40+ лет так и не появилось. Резюмируя, отмечу, что помимо вышеперечисленных поводов для просмотра фильма, он хорош просто невероятной актерской игрой всех, кто появляется в кадре – Неелова, Караченцов, Варлей, блистательный Николай Пеньков и, конечно, Николай Караченцов, который выдает адочка. Ну и Жданько. Если бы этого парня не убили, он бы стал суперзвездой советского кино.
https://www.youtube.com/watch?v=_kUzWacyYoE