Поговорим про Сургут. В городе я уже не в первый раз! Впервые я тут оказался летом 2015 года. Тогда было наводнение, какая-то непонятная забастовка мусорщиков и розовые заборы, которые меня поразили. В этот раз я приехал, чтобы снять очередной выпуск шоу БДСМ ("Большая дорога с мэром"), главным героем которого стал глава города Вадим Николаевич Шувалов. Но сейчас я бы хотел поделиться своими личными впечатлениями о городе.
Здесь я вынужден признать, что этот пост, наверное, расстроит сургутян. Потому что вначале я бы хотел обсудить, зачем вообще нужен Сургут.
Речь не только о Сургуте, но и о десятках других северных рабочих городов. Хотя Сургут и считается одним из старейших сибирских городов (основан в 1594 году), но фактически как город он стал развиваться в 1960-е годы, когда здесь началась разведка месторождений нефти, и Сургут превратился в центр добычи нефти и газа. До сих пор экономика города связана с добычей нефти и переработкой попутного газа. Благодаря этому Сургут растёт, развивается, в него стекаются люди из других регионов и трудовые мигранты из других стран. Власти рассчитывают, что через 10 лет население увеличится с 400 до 500 тысяч человек.
Но я вижу перспективы Сургута не такими радостными. Многие люди задаются сегодня вопросом: а что будет, когда кончится нефть? Или когда цены на нефть рухнут, и она будет не нужна в таком количестве. На что специалисты им отвечают, что "на наш век ещё хватит, так что можно не переживать".
Мне кажется, для города угроза кроется в другом. А что будет, когда люди окажутся не нужны на нефтедобыче? Сегодня с автовокзала "Сургутнефтегаза" каждое утро десятки тысяч человек отправляются на работу. Нефтяники получают большие зарплаты (благодаря этому в городе одни из самых высоких зарплат в России). Но это не будет длиться вечно. Сегодня в промышленности есть вполне понятный тренд на автоматизацию процессов. И все эти тысячи нефтяников, бригадиров, вахтовиков, настоящих сибирских мужиков – это прошлое. У них пока ещё есть работа, им пока ещё платят большие зарплаты, одевают, возят по месторождениям, лечат, учат их детей. Пока ещё "Газпрому", "Сургутнефтегазу" и другим компаниям дешевле использовать человеческий труд. Но нет никаких сомнений, что очень скоро человек на подобной работе будет не нужен.
Люди, которые думают, что на их век хватит работы, сильно заблуждаются. Чтобы испугаться, достаточно посмотреть, как нефтяные компании инвестируют в технологии автоматизации процессов.
В "Сургутнефтегазе" работает 134 тысячи человек, в "Газпроме" – 467 тысяч, в "Роснефти" – 261 тысяча, в "Лукойле" – 151 тысяча. Большая часть этих людей – это те самые северные города. Что будет с этими городами, когда там не останется богатых нефтяников? Нефть останется, но для её добычи и переработки не будут нужны эти сотни тысяч людей.
Именно поэтому я бы на месте сургутян задавал себе вопрос: "А зачем вообще нужен Сургут, если тут не будет нефтяных денег?"
Это не Дубай, который давно соскочил с нефтяной иглы и развивается как туристический, торговый, финансовый, логистический центр. Сургут – это место, где люди жить не должны. Тут ужасный климат (снег иногда и в июне бывает!). Тут дорогое строительство, дорогая эксплуатация, сюда почти всё надо доставлять. Конечно, всегда будет какое-то количество романтиков, которые любят суровый север. Но большинство всё же предпочитает греть жопу на солнышке.
Поэтому в будущем я вижу не рост населения Сургута, а, наоборот, стремительное сокращение. Сургуту придётся ужаться и подумать, зачем вообще он нужен, если нефть и газ будут добывать роботы. Возникнув в 60-е годы XX века как город для нефтяников, в XXI веке Сургут умрёт. Что останется на его месте, я не знаю. Может быть, ничего не останется. И это не страшно. В конце концов, всё в этом мире умирает, в том числе и города – это совершенно естественный процесс.
Ну а пока Сургут живой,
давайте прогуляемся по нему и посмотрим на текущие проблемы!