Могло казаться, что немецкая политическая жизнь после долгой эпопеи с коалицией как-то успокоится. Но с приближением выборов в Баварии федеральная политика стала заложницей избирательной кампании христианско-социалистического союза, баварской «сестры» ХДС, десятилетиями правящего в Баварии, иногда в коалиции, иногда единовластно. Руководство ХСС в лице премьер-министра федеральной земли Маркуса Зёдера и министра внутренних дел Германии Хорста Зеехофера было серьёзно озабочено растущим рейтингом «Альтернативы для Германии» и вспомнило напутствие одного из отцов-основателей христианских социалистов Франца-Йозефа Штрауса: «Правее нас должна быть только стенка». Приняв эту фразу за руководство, Хорст Зеехофер начал требовать в Берлине более строгого отношения к мигрантам, в частности, высылать беженцев в ту страну ЕС, которая их зарегистрировала первой. Одновременно с этим он потребовал лишних шесть миллионов евро для полиции, расширение изоляторов и высылку мигрантов в «безопасные места» (например, в Северную Африку). Требование было сформулировано в ультимативной форме, иначе через две недели Зеехофер грозился действовать самостоятельно. Меркель была готова уступить, однако высылка мигрантов — дело общеевропейское, и для этого потребовался консенсус в Брюсселе. Формально Зеехофер мог бы и действовать самостоятельно, но фактически без общеевропейского консенсуса его действия были бы расценены как бунт на корабле.
В конце прошлой недели казалось, что Меркель привезла своему министру из Брюсселя почти всё, что он хотел: больше денег для европейских пограничников, лагеря временного содержания в Северной Африке, возвращение беженцев в страны прибытия. В воскресенье верхушка ХСС совещалась, что же делать. Но то ли Зеехофер решил пойти на принцип, то ли ему захотелось показать даже самому далёкому от высокой политики баварскому фермеру Зеппу, мирно пасущему коров на альпийских лугах, кто в доме хозяин, и он выдвинул дальнейшие требования, в частности, полномочий действовать в крайнем случае без оглядки на европейских партнёров и более жёстких мер, в том числе перемещение беженцев в лагеря временного содержания внутри Германии на срок до 18 месяцев с дальнейшим решением их судьбы.
Что произошло дальше, реконструировать трудно, но после долгих совещаний вечером в ночь с воскресенья на понедельник после длительных внутрипартийных переговоров Зеехофер подал в отставку с поста руководителя партии и министра внутренних дел, видимо, не сумев склонить партию на свою сторону в противостоянии с ХДС, вставшей за Меркель. Это можно было воспринять как сильный шаг сильного политика, не поступившегося принципами, но буквально через полчаса Зеехофер допустил, что, может, он и не уходит. Утром же оказалось, что он открыт для дальнейших переговоров. Проведя весь день в переговорах, вечером в понедельник Хорст Зеехофер заявил, что он остаётся, так как Ангела Меркель в целом выполнила его требования. Фактически компромисс заключается в превращении немецко-австрийской (то есть, баварско-австрийской) границы в зону пограничного контроля и создании лагерей временного содержания прямо на границе для упрощения высылки. Таким образом, каждый из участников забега сможет объявить о своей безоговорочной победе. По крайней мере, пока партнёр по коалиции, социал-демократическая партия не высказал своё мнение по этому вопросу.
Что же об этом думает баварский фермер Зепп, и кого он считает победителем в этой комедийной драме с элементами цирка, мы увидим вечером 14-го октября.