Теперь перейдем к свежим законодательным инициативам.
1. Во-первых, резонансный законопроект № 608767-7 — это ни в коем случае не коварный план по отключению заграницы, как убеждают нас оседлавшие волну хайпа либеральные источники. Отключить трансграничный интернет (в случае майданов, протестов и революций) можно и сейчас посредством нескольких звонков откуда следует, для этого не нужны такие сложности. Смысл совсем в другом: установление долгосрочного государственного контроля над интернетом (см. первую часть).
2. В проекте заявлено две цели. Первая — обеспечить устойчивую работу русского сегмента интернета от внешнего воздействия — в целом, благая, но эфемерная. Интернет изначально задуман экстерриториальным, сеть построена по принципу инфраструктурного удобства: котик с вашей странички вконтакте может несколько раз обогнуть земной шар, прежде чем попадет к вам в телефон. Скоординированная внешняя атака действительно может привести к коллапсу работы интернета внутри страны. Однако угроза эта довольно призрачна (случаев таких атак пока не отмечено), а лекарство может оказаться хуже болезни: так, предлагаемый к созданию механизм централизованного управления анонсами — это централизованная же точка отказа, которая сама по себе является целью возможной атаки. Основа устойчивости интернета — его децентрализованность. Кроме того, от самых очевидных рисков вроде атаки на BGP (border gateway protocol) предлагаемое решение не убережет. Похоже, авторы законопроекта все это не вполне понимают.
3. Вторая цель — контроль контента. История с блокировкой телеграма показала, что государство наше не оставляет прискорбных попыток взять под контроль собственно содержимое интернета. Сейчас любые запреты от РКН легко обходятся при помощи прокси или впн, с настройкой которых справится любая домохозяйка. Бороться с этим предлагается при помощи DPI (глубокой инспекции пакетов). Технология эта может на какое-то время повысить эффективность блокировок, но в целом ситуация подобна вечной борьбе брони и снаряда, причем в случае блокировок преимущество скорее на стороне снаряда: при выбранном подходе способы обойти блокировки всегда будут дешевле, проще и доступнее, чем способы их обеспечить.
4. Технически реализовать заявленные в законопроекте цели предлагается при помощи неких устройств противодействия угрозам (наши эксперты назвали их «волшебными коробочками»), которые должны устанавливаться у провайдеров и на лету пропускать через себя весь трафик. В мирное время коробочки будут выполнять роль реестра запрещенных сайтов и посредством DPI фильтровать запросы, а в «угрожаемый период» должны автоматически переконфигурировать трафик внутри страны, чтобы не допустить коллапса из-за внешних атак. Проблема тут не только в стоимости (в 27 и даже в 270 млрд для эффективного результата уложиться нереально), а еще и в вероятных перебоях в повседневной работе интернета: коробочки вряд ли будут поспевать за постоянно растущим трафиком.
5. Как же пойдут дела дальше? Есть три варианта:
а) государство со всей ударной мощью примется внедрять волшебные коробочки, интернет будет регулярно ломаться и сбоить;
б) государство возьмется за ум и будет искать другие, более вменяемые методы добиться своего;
в) закон примут и тихо спустят на тормозах. Подзаконных актов нет, ответственных ведомств нет, бюджета нет.
6. Мы уже высказывали наше мнение относительно перспектив борьбы с контентом:
https://t.me/vatfor/2414 : у подхода «в лоб» шансов на реализацию нет, и чем раньше это поймут лица, принимающие решения, тем скорее они перейдут к другим, более эффективным и дешевым методам, которые не мешают обычным гражданам жить и работать, и главное, которые можно воплотить в реальность.
P.S.: Сегодняшнее утро принесло новость: «
операторов связи, не получивших от государства оборудование для исполнения требований закона об устойчивости Рунета после его принятия, могут освободить от ответственности за неисполнение требований документа». Кажется, будущее начинает проясняться.
#тезисы