#длянаспишут
Обобщая поток новостей из Владивостока, обратимся к ключевым моментам, которые считаем важным подчеркнуть два раза красным:
С одной стороны, встреча не могла не состояться – уж очень долго (7 лет) находится у власти молодой руководитель без визитов к северному соседу (умолчим, что по дипломатическому протоколу соблюдения очередности это Россия «задолжала» несколько государственных визитов на высшем уровне в Пхеньян). Вероятно, встреча могла состояться раньше, но российское руководство сознательно старалось дистанцироваться даже от видимости «поддержки» Пхеньяна (а именно так бы незамедлительно трактовались любые контакты на высшем уровне) в те годы, когда там активно проводились ракетные и ядерные испытания.
С другой стороны, многим не очень понятно, зачем Киму нужна Россия, когда все упирается в отношения Северной Кореи с США и Китаем, и зачем России нужно участвовать в пьесе о денукларизации, где главные роли уже, как представляется, распределены. Поясняем, как это видится нам.
Первоочередной темой для общения стало взаимодействие в экономике, «сдувшееся» на фоне ужесточения санкционного режима в 2017 г. Потенциальных проектов для реализации, в целом, достаточно не только для символического обозначения сотрудничества, но и для загрузки работой в поте лица: это и установление автомобильного, и расширение ж/д сообщения, и прокладка ЛЭП и магистральных газо- и нефтепроводов «аж до самого до Сеула». Главный вопрос в этой части – как «со всем этим взлетать» в текущем состоянии санкционного режима по линии СБ ООН, когда (очень условно и грубо) трансграничную передачу ведра жидкого асфальта для автомобильного моста могут зачесть за экспорт технологий вопреки резолюции СБ.
В связи с этим для работы с КНДР по инфраструктурным проектам нужно смягчать санкционный режим. Для этого, в свою очередь, нужно нормализовать отношения КНДР и США. Такая нормализация напрямую увязывается с отказом КНДР от накопленной экспертизы, материалов и оборудования в рамках военной ядерной программы (это мы очень сильно смягчаем, на уровне-то подрывов водородных устройств и бросковых ракетных испытаний с подводных лодок и погружаемых платформ), что они ни при каком сценарии не смогут реализовать на 100%, потому что не для отказа и сдачи ВЯП страна «дни и ночи не смыкала очей» последние 40 лет, а двусторонний формат с США уже пробуксовывает. Значит, нужны поэтапный подход и многосторонняя дипломатия.
Косвенно важность американской проблематики на встрече во Владивостоке наравне с двусторонней подтверждается присутствием на переговорах в расширенном составе заместителя министра иностранных дел г-жи Цой Сон Хи, курирующей северокорейско-американские (а не северокорейско-российские, что могло бы показаться более логичным) отношения.
Может ли Россия выступить геополитически самостоятельным актором в процессе денуклеаризации полуострова, или наши международные обязательства как депозитария ДНЯО и ответственного государства с ядерным оружием толкают нас вместе с остальным цивилизованным миром уговаривать Пхеньян отдать бомбу? Мы уверены, что правда где-то посередине между этих двух полярных позиций. Роль России не сводится исключительно к посредничеству между Востоком и Западом, но поскольку нам не нужно новое де-факто обладающее ядерным оружием государство (ни в мире вообще, ни у себя под боком в частности) и не нужно наращивание военной инфраструктуры США в Южной Корее и Японии под сурдинку эскалации отношений с КНДР, мы должны включаться в процесс (тем более, когда процесс этот тормозит и проскальзывает, как наблюдалось на саммите в Ханое) и отстаивать прежде всего свои интересы (как делали это в рамках достижения СВПД в отношении иранской ядерной программы).
Если помимо политической нормализации ситуации на полуострове удастся продвинуть отечественные бизнес-интересы в рамках упомянутых выше проектов, то это только плюсы в копилку.
Текст подготовлен специально для канала
@vatfor авторами канала
@whosaiduranium