#Тезисы. По случаю первого повторного полета Фалькона-9 - мысли автора от 7 апреля 2016 года.
1. Если упрощать, то современное использование космоса делится на четыре большие категории: искусственные спутники Земли, дальний космос (полеты за пределы Земли), пилотируемый космос и системы космического запуска (ракеты).
2. На нынешнем уровне технологий коммерческий потенциал есть только в первой и последней категории: спутники и ракеты. Дальний и пилотируемый космос - это категории фундаментальной науки, коммерческого (а следовательно, частного) интереса в них нет и в обозримом будущем не предвидится.
3. США традиционно очень сильны в коммерциализации технологий. Америка так устроена, что любое потенциально прибыльное дело будет раскручено; на его основе будет построен бизнес, благодаря которому технологии станут настолько массовыми и доступными, насколько это возможно. Со времен Рузвельта государственная политика США - это поддержка подобных бизнесов путем предоставления технологий и обеспечения госзаказа.
4. До недавнего времени освоением космоса в США управляло НАСА, которое владеет космодромом и которое раньше выступало заказчиком отдельных компонентов ракетных систем, модулей станции, космических кораблей и так далее. В последнее время подход изменился, и применительно к МКС НАСА декларирует заказ услуг под ключ: мы вам платим денег, вы нам доставляете на станцию грузы и людей.
5. Космический бизнес Илона Маска состоит из двух частей: во-первых, он запускает ракеты собственной разработки со своего космодрома. Во-вторых, на этих ракетах он возит к станции грузы и, в перспективе, - людей при помощи корабля Dragon.
6. Не вижу коммерческих перспектив у Драгона, равно как у пилотируемой космонавтики в целом. По моему убеждению, интерес в таком корабле может быть только у государства или консорциума государств, эксплуатирующих космическую станцию в фундаментальных научных целях. При нынешнем уровне развития технологий граждане по профсоюзным путевкам в космос летать не будут.
7. В то же время, заметный коммерческий рынок есть у пусковых услуг. И тут продукт Маска, ракета Falcon 9 потенциально сможет стать серьезным конкурентом России, нынешнему лидеру рынка пусковых услуг. Все, что им нужно для этого сделать, - это отладить процесс и набрать статистику, чтобы их техника стала успешным рыночным продуктом.
8. При этом у Маска очень много пиара. Без государственной поддержки людьми, заказами и технологиями SpaceX нежизнеспособен.
9. Главное во всей этой истории - что теперь построить ракету, космодром и космический корабль может контора в 4000 человек. Правда, для этого за ней должна стоять мощь великой космической державы.