Некоторые древние судебники четко различают адюльтер по согласию женщины и по принуждению. Законы Хаммурапи:
Если человек насильно овладел женою другого человека, которая еще не познала мужчину и которая еще проживала в доме своего отца, и возлежал на ее лоне, и его схватили, то этот человек должен быть убит, а женщина должна быть оправдана.
Такое противопоставление есть также, например, в Изборнике Ярослава Мудрого. Часто за добровольную измену для женщины предусматривается жесткое наказание (мы видели это в Законах Хаммурапи). Но как узнать, была ли измена или женщина жертва? Некоторые ближневосточные законы смогли найти критерий:
Хеттские законы: Если мужчина возьмет женщину [не свою жену] в горах, то он виновен и он должен умереть. Но если он возьмет женщину в доме, то женщина виновна [поскольку не кричала и была согласна на блуд], она должна умереть [...]
Ветхий Завет, Втор.: Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего [...]. Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею, а отроковице ничего не делай; [...] хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее.
Вы поняли: если была возможность кричать, а женщина не кричала, значит, она была согласна – в древневосточных городах были слишком тонкие стены, чтобы ее можно было не услышать. А вот если на нее нападали в поле или в горах, где кричи не кричи – тебя не услышат, значит, женщина жертва.