Верховный суд Нидерландов
отменил решение по делу бывших крупнейших акционеров ЮКОСа. И на этот раз сообщения ТАСС и РИА не надо перепроверять на предмет «не в лотерею, а в карты, не выиграл, а проиграл» – суд посчитал, что по процессуальным причинам Апелляционный суд Гааги ошибочно проигнорировал аргумент Российской Федерации о том, что акционеры ЮКОСа предположительно совершили мошенничество в арбитражной процедуре, и поэтому не вынес по этому поводу решение по существу. Поэтому решения апелляционного суда не могут оставаться в силе.
Если попытаться перевести с высокого юридического на понятный бытовой, уважаемый суд слегка зассал выставить Российскую Федерацию на 50 ярдов зелени (с процентами, так все 60) и как-то сам соскочил с рассмотрения дела по существу, зацепившись за тонкий, но определяющий вопрос «А всё ли в порядке с истцами?».
Зацепился и зацепился, а дело всё равно вернулось в Апелляционный суд, но уже города Амстердама для слушания и повторной оценки по соответствующему вопросу. За это время у сторон могут появиться новые аргументы, а админы телеграм-каналов наконец-то запомнят, где в «апелляции» двойная согласная.
Перед оглашением решения было «немного нервно», и причина явно не в задержании судна «Академик Иоффе» в Дании. Позиции России в европейском «Деле «ЮКОСа», мягко говоря, слабые. Вероятно, особенно суд возмутило привычная для РФ попытка назвать белое черным, а черное _ белым в отношении положений Энергетической хартии (на основе которых третейский суд в Гааге имел право рассматривать это дело). Это российские законы можно вертеть как вздумается, положив известно что не только на принципы права, но и на приличия вообще, а с Энергетической Хартией это сделать сложнее. Именно поэтому решение Апелляционного суда Гааги по вопросу, если так можно выразиться, подведомственности является окончательным.
В апреле 2021 года генеральный адвокат при Верховном суде Нидерландов главный юридический советник суда) Пауль Влас пришел к выводу, что кассационная жалоба России по большому счету необоснованна, а арбитражные решения, которые она пыталась опровергнуть, — достаточно мотивированы. Но советник только советует, а суд исходит из своих собственных мотиваций, так что пока никто ничего не должен, следующий раунд – в Амстердаме. Будем наблюдать©