Залина Маршенкулова и мой любимый телеграм-канал «Женская власть» (
@vlast_Zh) вчера обратили внимание на новую рекламную кампанию корпоративного гиганта Danone: маленькие бутылочки с фруктовыми йогуртами компании брендированы героями кино-сериала «Мстители». Шесть бутылочек – шесть героев. Ноль героинь. То есть натурально есть все, от Черной пантеры до Грута, но нет ни Гаморы, ни Небулы, ни Черной вдовы, ни Осы, ни Валькирии, ни Красной ведьмы, ни Окойе и уж тем более капитана Марвел. Зато для них есть линейка с диснеевскими принцессами. Возникает резонный вопрос: почему? Опять девочкам только принцессы?
Как это обычно бывает, история с русским офисом Danone повторяет аналогичную историю уже произошедший в Америке. После выхода первого фильма «Мстители» случился колоссальных размеров скандал: выяснилось, что игрушки, костюмы и сувенирка есть у всех Мстителей, кроме Черной вдовы. Начали выяснять почему: оказалось, что один из руководителей (тогда) Marvel, Айк Перлмуттер наложил вето на выпуск игрушечных кукол (и вообще любого мерча) «Черной вдовы». По мнению Перлмуттера, девочки не смотрят фильмы про супергероев, а значит такие товары не покупают и производить их - только зря деньги потратить. Несколько лет спустя издание Vanity Fair попросил у Перлмуттера комментариев на эту тему, тот отказался, а его коллега сказал великую вещь: «Айк Перлмуттер не поддерживает дискриминацию и ему также наплевать на инклюзивность и расовое-гендерное разнообразие. Его интересует только один вопрос: а денег заработаем?»
Это история, другими словами, она не совсем про сексизм. Не про отношение к девочкам, как к «неравным» мальчикам. Оно про глупость и пенсионерский взгляд на мир. Сидят в корпоративных офисах старые мужики, у которых детство прошло лет 40 назад, и думают: девочки играют только в дочки-матери и куклы, а мальчики – в машинки и супергероев. Они может быть и любят девочек и выступают во всех вопросах за полное равноправие, но они их не знают абсолютно. И не понимают как на них заработать, поэтому используют устаревшие представления о мире, утверждая новые продуктовые линейки и согласовывая рекламные ролики. А поскольку сидят они обычно на самой верхушке корпоративной пищевой цепочки, то никому из подчиненных и в голову не придет рискнуть и сказать «дедушка, ты не прав», потому что бонусы годовые, да и вообще зачем высовываться.
И надежда в этой ситуации только на то, что руководители региональных офисов посмотрят как публично насилуют сейчас в Америке и Европе их старших товарищей, посмотрят на продажи мерча Disney по «Звездным войнам» (где главная героиня именно героиня, а не герой), посмотрят на результаты проката «Капитана Марвел» и сделают для себя соответствующие выводы.