Вот Анна, автор канала
https://t.me/dnevnikimelomanki/95 — специально для «Женской власти» рассказывает, как дела у женщин-дирижеров:
Если вы зададите некоему члену (мужской род) жюри некоего дирижерского конкурса вопрос о дискриминации женщин– вам на голубом глазу скажут, что вы, мол, фантазируете, что вы-что вы, у нас такого нет со времен Мендельсона (когда за него иногда писала музыку сестра)!
А как на самом деле сейчас? Пьеса Марии Степановой «Дирижер», к примеру, точно иллюстрирует, как в российских реалиях все основано на пахучем миксе сексизма, бюрократии и консерватизма. Сегодня, скажем, по всей России мы можем насчитать примерно трех известных и активных в профессии женщин-дирижеров — Татьяна Гринденко, Алевтина Иоффе и Екатерина Антоненко. Последняя руководит вокальным ансамблем, а в хоровом жанре с этим несколько лучше, разве что женщины-хормейстеры никому широко не известны, а Антоненко — исключение. В 2009 году из жизни ушла легендарная Вероника Дударова, та, кому действительно по силам была микрореволюция в музыке. В Европе и Америке с этим несколько лучше, и то — скорее в формате сравнения. Лучшая их лучших, как нам кажется — Эммануэль Аим. Еще есть Симона Янг, Моника Хаггет, Михи Гайг, Мария Эклунд, из прошлого — Надя Буланже, но все эти женские имена количественно не сравнимы с мужскими в профессии.
Честнее выглядит мнение дирижера Юрия Темирканова, который, по крайней мере, не лицемерит. Из его интервью:
«Не знаю, Бог ли так создал или природа создала так, что женщина рожает, а мужчина нет. И никто на это не обижается. Если говоришь, что женщина не может дирижировать, то все обижаются. Как Маркс отвечал на вопрос: „Что вы цените в женщине?“ — „Слабость“. И это правильно. Ведь важно, чтобы женщина была красивая, симпатичная. Музыканты будут на нее смотреть и отвлекутся от музыки!».
Когда-то, конечно, и среди инструменталистов в оркестрах женщин было меньше, а если вспомнить про арфу — то она очень долго считалась мужским инструментом и женщины на ней не играли, сегодня — все наоброт. Вот вам иллюстрация от американского социолога Майкла Киммела, та самая известная история про каблуки:
«В 1970-е в США в 8 крупнейших симфонических оркестрах играло всего 5% женщин, остальные музыканты были мужчины. Стали проводить исследования, почему это так. Выяснилось, что женщин отсеивают приемные комиссии (дирижеры, руководители оркестров и пр.) во время прослушиваний на этапе отбора музыкантов в оркестр. Разумеется, приемные комиссии в основном состояли из мужчин.
И тогда придумали эксперимент — организовали серию „слепых прослушиваний“ — сцену, на которой выступал музыкант, закрывали ширмой так, чтобы сидящие эксперты в зале не знали, кто перед ними выступает — мужчина или женщина и могли сделать независимый выбор.
После серии прослушиваний процент женщин прошедших отбор почти не изменился. Это было удивительно и похоже на сенсацию. Пока один из проводивших эксперимент не попросил выступающих снимать обувь перед выходом на сцену.
При выступлении босиком процент женщин успешно прошедших прослушивание вырос до 30-50%.
Выяснилось, что мужчины, сидевшие в зале и оценивавшие музыкантов, не видя, кто выступает за ширмой, определяли пол выступавшего по звуку шагов — женщины стучали каблуками»
https://youtu.be/zOFk3gupoFg