«Единая Россия» – одна из основ путинского режима теряет свое место в политической системе. Кремлю все сложнее контролировать политическое пространство
Удивляться отсутствию кандидатов от «ЕР» на выборах в Мосгордуму или числу идущих на выборы самостоятельно прокремлевских губернаторов
не нужно. Связь с «Единой Россией» превратилась в политическую нагрузку, которая тянет на дно. Тактическая цель кураторов и кандидатов выиграть здесь и сейчас важнее стратегической цели режима – сохранить прочную партию власти.
Сегодня в российском руководстве никто не занимается поддержанием позиций партии власти по трем причинам:
1. Отстраненность от внутренней повестки Владимира Путина.
2. Примат путинских приоритетов над потребностями режима в целом.
3. Корпоративный стиль кураторов внутренней политики, которые изначально не имели и не выстраивали эффективные отношения с партиями, предпочитая иметь с ними дело по остаточному принципу.
Партия перестала быть володинской, но так и не стала кириенковской. Это даже не партия Турчака, он присматривает за партией, время от времени улаживает региональные конфликты и все. «ЕР» де-факто переходит от «партии власти» к «партии при власти», что все сильнее сглаживает разницу между ней и парламентской оппозицией.
Что же делать? Российский режим не готов трансформировать «ЕР» в полноценную правящую партию, пускай даже авторитарную. В России формированием политического пространства будет заниматься Кремль, а не партии. Поэтому какой бы ни была реформа «Единой России» и ее ребрендинг, при снижении рейтинга Путина они могут лишь отсрочить или смягчить негативные тенденции.