🇺🇸Агентство перспективных оборонных разработок (DARPA) выбрало трех исполнителей для работы по программе CRANE (Control of Revolutionary Aircraft with Novel Effecters — "Управление принципиально новым летательным аппаратом с помощью инновационных исполнительных устройств").
Она направлена на демонстрацию конструкции самолета, основанной на управлении активным потоком (
AFC, Active Flow Control) — области, не полностью исследованной по сравнению с традиционными системами управления полетом. Цель программы — продемонстрировать значительные преимущества
AFС, такие как улучшения стоимости, веса, эксплуатационных характеристик и надежности самолета.
"Исполнители рассматривают возможность использования управления активным потоком на самых ранних стадиях проектирования. Это отличительная особенность, которую раньше не делали", - сказал Александр Валан, менеджер программы
CRANE в офисе тактических технологий
DARPA.
"AFC была исследована на уровне компонентов, но не как неотъемлемая часть конструкции самолета. Изменяя подход к проектированию, CRANE стремится максимизировать шансы на успешную разработку X-самолета, в то же время интегрируя AFC в систему обеспечения устойчивости и управления самолетом".
Программа начинает Фазу 0, длительную фазу концептуального проектирования, чтобы дать исполнителям время оценить варианты управления потоком перед тем, как закрепить свои демонстрационные решения. Для фазы 0 выбраны исполнители:
+ Aurora Flight Sciences;
+ Lockheed Martin;
+ Georgia Tech Research Corporation.
Конкурс Этапа 0 будет состоять из нескольких концептуальных проектов, тестирования компонентов активного управления потоком, многодоменного анализа и оптимизации, выбора концепции и анализа концептуального проекта.
За последние два десятилетия термин
AFC описывал широкий спектр подходов к управлению гидродинамическими потоками. Для программы
CRANE активный контроль потока определяется как добавление энергии по требованию в пограничный слой для поддержания, восстановления или улучшения аэродинамических характеристик летающего аппарата.
CRANE исключает уже проверенные методы, использующие большие внешние движущиеся поверхности, механическое управление отводом выхлопных газов реактивных двигателей или другие традиционные устройства аэродинамического контроля.
От исполнителей
CRANE ожидается максимальное использование коммерческих готовых запчастей и компонентов для нелетных подсистем управления для снижения программных рисков за пределами уникальных конфигураций и технологий
AFC.
"Технология управления активным потоком созрела на уровне компонентов до такой степени, что возможен потенциальный скачок вперед в авиационных технологиях", - сказал Валан.
"Мы видим возможность с CRANE открыть будущее пространство для проектирования как для оборонного, так и для гражданского применения".