Мирайки - японские политические утопии
Первое упоминание о жанре мирайки связано с именем принца Сётоку-тайси, автора первого японского свода законов начала 7 в. и одного из активных распространителей буддизма в эпоху Нара. Его считали пророком, и приписываемые ему пророчества в литературной форме получили популярность в эпоху Хэйан. По легенде, при строительстве буддийского храма Хорюдзи в земле нашли ларец, в котором хранилась рукопись принца Сётоку, где было написано и про храм Хорюдзи, и про то, когда этот ларец найдут.
Мирайки эпохи Хэйан, как правило, писались от имени деятеля, жившего несколько веков назад, о недавних событиях и содержали элементы буддийских притч и поучений о благом правлении. В позднем средневековье жанр мирайки приобрел сатирическую окраску, произведения в этом жанре издавались и в виде повестей, и в виде комиксов кибёси.
В эпоху Мэйдзи жанр мирайки переосмыслили под влиянием японских переводов «Утопии» Т. Мора, научно-фантастического романа «2065 год: взгляд в будущее» П. Хартинга и других футурологических романов. Перенося действие своих произведений в ближнее или далекое будущее, авторы писали про желаемое развитие японского государства и общества. В художественной форме обсуждали парламентаризм, структуру общества, политическую деятельность и даже статус японского языка.
В 1887 году выходит роман «Будущее Японии», написанный в соавторстве Усияма Какудо и Фудзисава Асадзиро, действие которого происходит через 200 лет, хотя авторы узнаваемо изобразили именно реалии эпохи Мэйдзи. В предисловии авторы сами перечислили круг основных проблем: политические партии, избирательное право для женщин, местное самоуправление.
В Японии 21 века государственным языком стал английский, некоторые части Японской империи (например, о. Кюсю, который сохранил образ "почти что дикой чужбины" с эпохи Нара, хотя давным-давно стал японским) получили автономию. Главный герой возглавляет политическую партию и борется за народные права.
Почти забытый даже в Японии автор Рюсо Гайси подвел под свои произведения философские принципы, в чем-то схожие как с даосской космологией, так и с психоисторией из «Основания» А. Азимова. По представлениям Рюсо, все явления развиваются по общему принципу, и можно предсказывать будущие события, если понять этот принцип.
Самый известный автор мирайки - Суэхиро Тэттё (настоящее имя Суэхиро Юдзиро, 1849-1896), выходец из самурайского сословия, журналист, писатель и политический деятель. Он стоял у истоков первой в Японии политической партии и был избран в первый состав японского парламента. Действие его произведений происходит, как правило, в ближнем будущем, в центре сюжета находится политическая борьба.
Его роман 1885 года «23 год Мэйдзи» изображает будущий парламентский кризис и рост влияния прессы на общество. Обрамляющая история его самого выдающегося романа, названного в старинном стиле «Цветы сливы под снегом», про любовный треугольник на фоне политики в ближайшем будущем происходит в 2040 году, двое героев из будущего обсуждают основных персонажей романа. Кратко, но выразительно описана картина Японии будущего, где проведена всеобщая электрификация, построены сеть железных дорог и мощный морской флот.
Стиль Суэхиро примечателен в первую очередь консервативным подходом, он часто использовал средства выразительности традиционной прозы (цитирования авторитетных мыслителей, говорящие имена, большое количество китайских слов, заглавия в старинном стиле).
Главные герои «Цветов сливы» и его продолжения «Соловей среди цветов» созданы по канонам конфуцианских поучительных произведений про благородных чиновников. Сюжетный конфликт оформлен не только как любовное соперничество, но и противостояние «благородного мужа» и «мелкого человека».
Жанр мирайки сохранил популярность до начала ХХ века, произведения в этом жанре писал даже литературный критик Цубоути Сёё, который позже критиковал мирайки. В нулевые и десятые годы падает интерес к политической борьбе, и фокус литературы смещается скорее на общественные отношения и проблемы на низовом уровне.
#Япония #литература