Минэкономразвития
опубликовало рейтингрейтинг
регионов по уровню развития государственно-частного партнёрства (ГЧП) за 2020 год. Это уже второй подобный рейтинг, что позволяет оценить динамику развития ГЧП в регионах. В основном доклад совпадает с интуитивными ожиданиями от более или менее развитых и продвинутых регионов, но некоторые нижние строчки рейтинга вызывают крайнее удивление.
В основу оценки уровня ГЧП легли три фактора: реализуемость проектов ГЧП (в 2020 году), опыт их реализации (до 2020 года), а также состояние нормативно-институциональной среды. Значения первых двух показателей определялись как объём законтрактованных инвестиций в проекты ГЧП.
Состав лидеров рейтинга удивления не вызывает. С внушительным отрывом на первой строчке оказалось Подмосковье (уровень развития ГЧП оценен на 85,3 баллов), но за ним следует вклинившаяся в череду столичных регионов Якутия (56,8). С примерно равными баллами следующие строчки заняли Москва и Санкт-Петербург (41,9 и 40,8). Далее следуют регионы, набравшие 20-22 баллов: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, Самарская и Тульская области.
Более интересной выглядит нижняя часть рейтинга. В десятку аутсайдеров (оценка не превышает 6 баллов) вошли регионы, получившие по первым двум показателям 0 баллов. В этом списке, помимо кавказских республик (главного аутсайдера в лице Ингушетии, а также Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Чечни), обнаружились такая же экономически отсталая Калмыкия и неожиданно здесь оказавшиеся нефтегазовый Ненецкий АО, Астраханская область и два региона Центральной России - Брянская и Тверская области.
Ненамного оторвались от аутсайдеров такие регионы, вроде бы сильные в экономической и интеллектуальной сферах, как Томская область (0 баллов за реализуемые в 2020 году проекты) и Татарстан (0,2 балла за реализуемые проекты и только 1 балл за уже реализованные). Тем временем президент Татарстана Минниханов любит подчеркнуть созданные в республике комфортные условия для взаимодействия государства и бизнеса, чему находились подтверждения в других рейтингах (например, в рейтинге
административного давленияадминистративного давления). Чуть выше оказалась Новгородская область, где у губернатора Никитина не получается использовать свой опыт руководства АСИ для установления партнёрства государства с бизнесом.
Говоря о годовой динамике, следует отметить стремительный взлет Омской области (подъём на 49 позиций), Марий Эл (на 30 позиций), Краснодарского края и Якутии (на 28 и 27 позиций), Ярославской и Волгоградской областей (на 24 и 23 позиции). В результате этого взлета Якутии даже удалось выбиться в группу российских лидеров. Крайне негативная динамика характеризовала Тамбовскую область и Красноярский край, опустившиеся на 42 и 41 позиции вниз. На 28 позиций опустился Крым, а на 21 и 20 позиций упали Иркутская и Амурская области. Здесь особенно бросается в глаза резкое ухудшение позиций крупных сибирских регионов – Красноярского края и Иркутской области.
В докладе приведены субрейтинги, составленные по каждому из трёх факторов. По реализации проектов ГЧП в 2020 году с огромным отрывом лидирует Подмосковье. По этому показателю в десятку лидеров вошли столичные и экономически развитые регионы. Состав лидеров второго субрейтинга, отражающего накопленный опыт по ведению проектов ГЧП, уже не столь тривиальный: в топе находятся Республика Коми, Волгоградская и Калининградская области. По третьему фактору, то есть состоянию нормативно-институциональной среды, лидером оказался Башкортостан, за которым выстроились другие экономически развитые регионы, а замкнула топ-10 та же Калининградская область.
Государственно-частное партнёрство – важное направление работы исполнительной власти, позволяющее ослабить нагрузку на государство в решении общественно значимых задач благодаря вовлечению частного бизнеса. Однако бизнес идёт работать с государством только при предоставлении ему выгодных условий, на что в некоторых регионах явно не хватает ресурсов, а в других – желания или компетенции местного правительства.