Тонкая настройка управления в Якутии продолжится?
Скоро, 28 мая 2019 года, у Главы Якутии Айсена Николаева исполняется фактический год управления республикой.
Назначение Айсена Николаева ВРИО главы региона было воспринято большей частью общества весьма благоприятно – Николаев попал в канву назначения “технократов Путина”, так и боязни местного населения пришествия варяга.
Ожидания год назад были довольно эйфористичными – часть населения региона ожидали мгновенных перемен. Сам Айсен Николаев говорил: «Я не буду останавливаться на причинах, которые привели к ситуации, но она, мягко скажем, сложная. Как бы нам не хотелось, в ряде случаев придется действовать хирургическим методом. Время терапевтических мер было упущено».
Но ведь скоро только сказка сказывается, а в жизни Николаеву пришлось в течение года столкнуться с весьма резонансными экологическими проблемами в Западной Якутии, пройти сложные выборы с сплоченной внутренней оппозицией – уверенно выиграть свои выборы и уступить Якутск представителям антиистеблишментной волны, возобновить и удержать проект Ленского моста и получить трения с влиятельными лобби из федерального центра ( тг-канал «Незыгарь» дал понять это на днях, включив Николаев в список губернаторов, к которым есть претензии), пройтись по грани обвинений в национализме в марте из-за событий с мигрантами и выйти из нее с плюсом, предугадать и попасть в тренды федеральной политики в отношении Арктики. Разумеется, проявил он свои лучшие качества в привлечении инвестиций с самых разных мест и лоббировании проектов Якутии в федеральном центре.
Однако, прошедший год показал, что в отличие от самого Николаева, его команда частично не отвечает требованиям новых критериев работы губернаторов. Есть шероховатости в внутренней политике, когда конфликты вынужден решать сам глава региона, видно, как часть кадровых решений в течение года, возможно, и не оправдались.
К началу второго года часть целей достигнуты. Но Айсену Николаеву придется дальше решать неприятные и непопулярные вопросы социального характера. Довольно болезненно воспринято внедрение новой модельной сетки в бюджетных учреждениях, неровно начался и продолжается внедрение новой системы утилизации ТКО, есть искусственно создаваемые противоречия на уровне муниципалитетов, в регионе началась довольно непредсказуемая разноведомственная работа территориальных федеральных органов по борьбе с коррупцией. Не все налажено в связях с общественностью и медиа – к примеру, известное ранее нейтральным отношением московское агентство на какое-то время стал рупором негатива про регион.
Очевидно, требуется ревизия ресурсов – кадровых и прочих, методов и направлений. За год Айсен Николаев обновил правительство на 75%, ввел совершенно новых акторов – таких, как премьер Солодов и зампред Бычков, в республике на конкурсах стали рассматриваться люди с других регионов. Организацию министерства Арктики также можно считать безусловным точным попаданием, но о работе этого министерства, думается, говорить рано.
Наши эксперты полагают, что после майских праздников, до завершения года работы Айсен Николаев может произвести переформатирование управлений и департаментов своей администрации, некоторую оптимизацию кадров – как в целях новых задач, так и в целях самому дать пример тому, что оптимизация штатов коснется всех.
Прошедший недавно Совет по нацпроектам показал, что в этой области есть проблемы как по подготовке реальных паспортов, так и реализации нацпроектов. Не будем забывать, что в работе губернаторов с конца апреля федеральным центром введены 15 новых критериев, и если таким показателям, как методика расчетов по объему инвестиций, рабочим местам у регионов уже есть кое-какой опыт, то по тому, как исчислять уровень образования или экологии у самой Минэкономики РФ продолжается работа. Как будет работать КПЭ для руководителей регионов – это инструмент санкций или поощрения тоже неясно.
Поэтому перемены в управлении регионов неизбежны - но насколько они будут видны снаружи или всё обойдется внутренней настройкой аппарата – увидим.