
У книги есть два неоспоримых достоинства: язык и атмосфера. Складывается впечатление, что читаешь самый настоящий классический роман. Описания природы, бытовые зарисовки, психологические портреты - все это отсылает нас к образчикам английской готической и викторианской литературы. Но со временем осознаешь, что роман перед тобой самый что ни на есть современный. Нет такого сюжетного хода, который бы автор не вывернула наизнанку и не переосмыслила бы в актуальном контексте. Конечно, первое произведение, которое приходит на ум, это "Джен Эйр", да и может ли быть иначе, если в центре повествования школа для девочек? В "Джен Эйр" тоже есть место тайне, но там разгадка самая прозаическая, как и требовал век разумного прогресса. В "Пикнике" автор уже не ищет простых ответов, наоборот, она сама создает ситуацию, когда ответы становятся невозможными, ведь найди мы их, на особой атмсофере книги можно будет ставить крест. Также в какой-то момент мне вспомнилась Джейн Остин с ее матримониальными сказочками и слегка ироничной манерой повествования. Джоан Линдси пишет примерно в таком же тоне, вот только хэппи-эндов у нее почти не найдешь. Даром что Майкл и Ирма каталиись на лодке. А еще вспоминается Диккенс с его любовью к многострадальным сиротам. Но Сара Уэйборн - увы, не Дэвид Копперфильд, хэппи-энда опять ждать не стоит. Еще я очень заценила идею о расходящихся кругах. Происходит некое событие, и нам планомерно показывают, как оно влияет на все больший круг людей. Этот же ход использовала Элис Сиболд в романе "Милые кости", но у Джоан Линдси мне он понравился больше. Удивительно, что такой небольшой по объему роман оказался буквально наполнен другими историями, ни одна из которых не была лишней или не привлекающих внимания. Многомерность и многоплановость - вот отличительные признаки хорошей литературы, и у Джоан Линдси в избытке и того, и другого. Если говорить о персонажах, то все они очень живые, реальные, достоверные, но ни одному не удалось завоевать моих симпатий, кроме, в определенной степени, Майкла Фитцхуберта, изнеженного и наивного барчука, которому жизнь внезапно дает шанс стать человеком и мужчиной. Остальные герои - полностью мимо. То есть, я в них поверила, но я их не полюбила. Холодная отстраненность изложения - не минус и не плюс, просто отличительная черта. Не стоит забывать, что перед нами не любовный роман и не психологическая драма, а постмодернистский детектив. Он во многом безэмоционален, но он и красив своей безэмоциональностью. В общем и целом - истинное наслаждение для любителей интерпретаций викторианской готики. Такие интерпретации мне по вкусу гораздо больше, нежели безвкусные поделки последних лет, когда автор помещает свою книгу в викторианскую эпоху незнамо для чего. Джоан Линдси же справилась с задачей блестяще. Превзошла ее, на мой взгляд, лишь Сара Перри со "Змеем из Эссекса", но это уж дело вкуса. И раз уж в связи с этой книгой я вспомнила множество авторов, то до кучи вспомню еще Отессу Мошфег. Нет, она бесконечно далека от неовикторианской готики, но мне кажется, что некоторые ее интонации сильно напоминают интонации Линдси. Интертекстуальность - удивительная вещь.
✅ Скачать на ЛитРес