ОТДЕЛЬНО О ЛЮВАКЕ ("КОПИ ЛУВАК", ОН ЖЕ КОФЕ ЛЕВАК, ОН ЖЕ "САМЫЙ ДОРОГОЙ КОФЕ В МИРЕ", ОН ЖЕ ГОВНОКОФЕ)
Вероятно, русскоязычные гиды-экскурсоводы Нячанга будут на меня разобижены, поскольку в продажи так называемого "лювака" туристам они вовлечены чуть менее, чем полностью. Однако, Платон мне друг, но истина дороже. А истина в том, что т.н. лювак есть наиталантливейшая мистификация и гениальная разводка для лохов, работающая уже который год. Легенда такова: азиатские пальмовые циветты (зверёк типа куницы), пропуская кофейные ягоды через свой пищеварительный тракт, придают кофе "ваистену бажественный вкус и аромат, который не оставит равнодушным, доведёт до экстаза" ну и дальнейший спич с восторженным придыханием и экзальтацией. Придумывается некое наукообразное подобие, якобы животные выделяют гормон цибетин, тот самый, который в "Шанель №5", который произвёл революцию в мировой парфюмерии", вот он даёт бесподобный аромат, в общем, нет времени объяснять, покупаем, только у нас всего 100$ за кило. Истории у каждого свои. Меня особенно впечатлил гид, который рассказывал (я слышал своими ушами), что лювак подали Бараку Обаме во время его визита во Вьетнам, после чего восхищённый Обама отменил для вьетнамских товаров все таможенные пошлины. Парадокс, но главный вопрос туристов — "а это правда настоящий лювак, не подделка? Он действительно из циветтовой жопки?" Для пущей убедительности в клетки сажается десяток циветт, туристам демонстрируются какашечки, в общем, всё по-настоящему, без обмана. Выдумываются невероятные маркетинговые истории о некоем "диком люваке", который делают циветты в дикой природе, они едят отборные ягоды, поэтому "дикий лювак" уже не 100$, а 500$ за кг. Расширяется ассортимент, например, в последнее время набирает популярность кофе, выкаканный слоном (так называемый "Блэк Айвори").
В действительности же дискуссия о "настоящем" или "поддельном" или "диком" люваке напрочь лишена всякого смысла, потому что никакой ценности этот продукт в себе не несёт. Его нет в ассортименте ни одного серьёзного международного производителя. Он никогда не был прославлен ни на каких кофейных форумах, не побеждал на кофейных фестивалях. Он не представлен на международной кофейной бирже. Собственно, единственное место, где популярен этот продукт — это туристический сегмент Юго-Восточной Азии. Сейчас спрос на "лювак" таков, что едва ли не каждый второй вьетнамский производитель рисует на упаковке циветту и пишет "Luwak". Содержимое — это обычный вьетнамский кофе, ароматизированный, как правило, ванилином. Если он ещё и "настоящий" — тем хуже, потому что действительно выкакан циветтой и пропитан говнецом, что особенно доставляет, если вспомнить, что "кофейные гурманы" покупают его вдесятеро дороже обычного.
Удивительно, что даже в Википедии про циветтовый и слоновий кофе написаны в целом благообразные статьи, замалчивающие изначальную недостоверность и мифологичность информации об этих "сортах".