Кстати, недавно вышли две статьи по теме в журале "Компания". Там спросили мое "икспердное мнение", ну я и сказал, что думаю.
Рас:
https://ko.ru/news/eksperty-rasskazali-o-minusakh-umnykh-kamer-v-moskve/Джва:
https://ko.ru/articles/bolshoy-brat-sobyanin/Вторая интереснее. Что мы там узнаем:
1. В Московских автобусах этот наш "интернет вещей" внедряют для учета безбилетников. Суть, как я понял, простая — счетчик вошедших-вышедших сравнивают с системой оплаты. Если что-то не сходится — подключают камеры и пытаются выявить "зайцев". Схема, на мой взгляд, тёмная и с конской погрешностью. Но утверждается, что с помощью этой системы поймали много безбилетников.
2. Сейчас в Москве работает 175 тыс. камер видеонаблюдения: во дворах, в подъездах, в парках, зданиях общественных учреждений. Из них 3 тыс. распознают лица.
Это немного меньше, чем тотальная слежка и обещанное "все под колпаком". Но, типа, до 1 сентября текущего года почти все камеры будут связаны с системой распознавания лиц.
В реалистичность такого проекта я не очень верю. В эффективность — еще меньше, да. Ну, хотя бы потому, что из этой же статьи мы узнаем, что "
с помощью 1 тыс. камер с технологией распознавания лиц на подъездах жилых домов в рамках правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город» за 11 месяцев 2019 года выявили 205 правонарушителей, в 2018 году нарушителей было меньше — 119 человек".
Давайте посчитаем: пусть за год тысяча камер "поймали" 200 человек. Это по одной поимке на пять камер. Или одна поимка в два дня. Что и кого поймали — мы не знаем, но оказалось, что там же ошибка достигала 38% примерно.
При масштабировании решения возникнет куча технических косяков. Например, с рассогласованностью баз данных. Или коллектором видеопотоков. В общем, на мой взгляд, построить систему глобального распознавания лиц в Москве будет невозможно ближайшие пять-семь лет.
Но если применить теорию ЗЗС, то оно весьма неплохо ложится на этот вот прожект:
1. З — Запугать. Кажется, это ровно для этого делается. Властям очень хочется запугать граждан на случай очередных митингов. Типа, они смогут всех вычислить и не стоит принимать участия в оных.
Но мы точно знаем, что летом-19 никто ничего не распознавал на митингах, хотя камеры и стояли на рамках на Проспекте Сахарова — я сам их видел. И проходил. А в моменты несогласованных митингов хватали таки рандомных людей и никого "по камерам" не привлекли вообще. Но очень хотели.
2. З — Запретить. Тут, скорее всего, будут запрещать как раз вот таких ребят из "следуй", которые будут исследовать системы защиты от распознавания лиц. Ну, и первая З - Запугать, все же важнее. Запугать запрещением.
3. С — Спи.. эээ... Своровать.
И вот тут открываются весьма широкие горизонты. Есть мнение, что на проекте "распознаем по лицам всех москвичей" попилят немало миллиардов. И это главное.
ВВЫВОД: я б перестал истерить на тему "тотального распознавания лиц". Ничего они построить не смогут по определению. Ну, тотально точно.
ПРИ ЭТОМ: проблема бесконтрольного использования таких систем ДЕЙСТВИТЕЛЬНО существует. Пока нет ни единого документа, регламентирующего использование СРЛ. Ни одного закона. И что-то не слышно ни одного депутата, который поднял бы эту тему к обсуждению и регламентации.
ЧТО ДЕЛАТЬ: тут пришла мысль, что раз нет регламентов, то технологию можно использовать против и собственно депутатов. У них морды публичные, потому можно, например, поставить камеру, смотряющую на вход в ГД. И начать учет когда эти вот наши "народные избранники" приходят на работу. И когда уходят. Данные публиковать. Красиво было бы, да.