Как научиться чему угодно? Разговаривайте с собой. Вслух
Автор книги Learn Better Ульрих Бозер рассказывает о феномене самообъяснения и о том, как его применять на практике
Когда психолог из Университета Иллинойса Брайан Росс поступил на курс программирования, прошло уже много лет с тех пор, как он в последний раз сидел за партой. Своей бородкой и лысеющей головой он выделялся на фоне остальных. Росс, будучи заметно старше своих однокурсников, сильно переживал.
Но у него было преимущество. Росс — ученый, и он знаком с эффективной, но часто недооцениваемой стратегией обучения, известной как самообъяснение. Этот подход сводится к тому, чтобы задавать себе вопросы типа «Что это значит? Почему это имеет значение?» Задавать их вслух действительно помогает. Одно из исследований показывает, что люди, которые объясняют себе какие-то идеи, понимают почти в три раза больше, чем те, кто этого не делает.
Чтобы превзойти своих молодых сокурсников, Росс задавал себе множество вопросов. Он делал это, читая заданные тексты. После каждого параграфа, после каждого предложения он спрашивал себя: «Что я только что прочитал? Как это сочетается с другими знаниями? Встречал ли я эту мысль ранее?»
К концу курса Росс обнаружил, что, несмотря на неопытность и слабое знакомство с компьютерами, он может ответить на многие вопросы, на которые другие студенты не могут, и понимает программирование лучше них.
«Иногда у меня было преимущество, — сказал он. — Я фокусировался на более широкой картине».
У бесед с самим собой — плохая репутация, часто их принимают за признак душевного расстройства. Так что не стоит делать этого на людях. Но такие беседы крайне важны для самообъяснения и обычно помогают в обучении. Например, это притормаживает нас — и чем больше мы размышляем, тем больше мы выносим из этого опыта.
Спрашивайте, почему
Самообъяснение может дать импульс любопытству, которое в противном случае может не проснуться. Это касается вопроса «Почему?» Если мы хорошо знаем тему, вопросы «почему» не кажутся такими трудными. Если я задам вам такой вопрос относительно города, где вы выросли, ответить будет довольно легко. Это становится трудным, когда вопрос касается чего-то, чего мы не знаем — и помогает развивать эту область знаний.
В качестве иллюстрации давайте рассмотрим вопрос типа «Почему бывают волны?» Кто-то может дать простой ответ: «Ну, волны связаны с ветром. Когда ветер дует поверх воды, он создает рябь». Но затем возникает неизбежное продолжение: «Почему ветер поднимает воду?» Или «Почему волны бывают, когда нет ветра?» И мы не можем ответить. По крайней мере я не могу, поэтому начинаю искать какой-то ответ в интернете, читая, как энергия движется через воду. В конце концов, я узнаю гораздо больше.
Создавайте точки соприкосновения
Когда мы объясняем идею самим себе, мы должны попробовать посмотреть на взаимоотношения. Это одна из причин, почему работают такие инструменты, как мнемоника. Мы лучше запоминаем цвета радуги, потому что создаем связи между первыми буквами названий цветов («Каждый охотник желает знать…»).
Когда мы находим связи в области знаний, мы можем добиться лучшего понимания. Это объясняет, почему Брайан Росс настолько успешно использовал самообъяснение. Изучая программирование, он пытался объяснить идеи сам себе, основываясь на разных словах и понятиях.
«Многое, что вы делаете при самообъяснении, связано с попытками создания связей, — говорит он. — Вы говорите себе: о, понятно, это работает потому, что это ведет к этому, а это ведет к тому».
Самообъяснение должно стать одним из ключевых инструментов обучения, так как сегодняшняя экономика выдвигает новые требования к установлению связей и внедрению новых знаний и навыков. Генеральный директор AT&T Рэндалл Стивенсон говорит, что технологическим работникам необходимо учиться онлайн хотя бы пять часов в неделю, чтобы не отставать. И им может понадобиться уединенное место для этого, где они не будут смущаться, разговаривая вслух сами с собой.