Что делать когда Ваш начальник алгоритм? / When Your Boss Is an Algorithm ?
Эта свежая статья в New York Times [1] от Алекса Розенблата посвящена тому как Uber манипулирует водителями, а сам автор статьи является также автором книги Uberland: How Algorithms Are Rewriting the Rules of Work. которая гораздо подробнее рассказывает о том же.
Автор провел интервью со 125 водителями Uber и много времени провёл на форумах и группах обсуждения водителей в Uber и пишет очень важные вещи о внутреннем устройстве Uber-экономики.
Вот лишь несколько важнейших тезисов для понимания:
1. Uber активно использует схему upfront pricing когда показывает водителям и пассажирам разные цены чтобы больше маржи оставлять себе. Это касается всех ценовых манипуляций для пассажиров и важное тут в том что водители просто не в курсе этих манипуляций.
2. Пока мы только обсуждаем китайскую модель социальных рейтингов - для водителей в Uber она уже работает по полной. Рейтинг из 5 звёзд очень условен потому что водителей "деактивируют" после падения рейтинга менее 4.5. Это резко поменяло рынок превратив из рынка продавца в рынок клиента (и посредника - Uber) в результате водители оказались вынуждены терпеть отвратительное поведение пассажиров из-за страха потерять в рейтинге.
3. Итоговый вывод из статьи и книги - неутешителен. Хотим мы этого или нет, а алгоритмы манипулируют нами. И если для таких сервисов как Uber и его аналогов мире такси - этому есть не только противники, но и сторонники для которых рынок меняется от рынка продавца к рынку покупателя. То для других областей применения алгоритмов, например, для мониторинга KPI сотрудников, для областей строительства, производства и др., алгоритмические боссы способны заменить средний менеджемент.
Всё это важно не только для государства как регулятора и НКО сфокусированных на этике алгоритмов, но и для самого бизнеса который если не найдёт способ саморегулирования в этой области, то может столкнуться с сильным общественным и регуляторным противодействием.
Ссылки:
[1]
https://www.nytimes.com/2018/10/12/opinion/sunday/uber-driver-life.html#privacy #data