В продолжение
темы блокчейна и системы регистрации прав на недвижимость и землю. Наткнулся на статью известного юриста Романа Бевзенко «Регистрация прав на недвижимость с помощью технологии блокчейн».
В статье развивается интересная мысль о том, что в правовой реальности современной России перевод поземельного реестра на технологию блокчейн будет иметь, скорее, негативный характер и вызовет массу практических проблем ввиду того, что наша регистрационная система относится к числу так называемых негативных регистрационных систем.
Смысл этой системы заключается в том, что «запись в реестре дает право на недвижимую вещь лишь при условии, что сделка, на основании которой совершена соответствующая запись, является действительной. Соответственно, если сделка с недвижимостью оспорена, признана недействительной судом, то запись, которая была внесена в реестр, не считается порождающей право на недвижимую вещь».
Признать недействительной могут и ту сделку, которая совершена «три-четыре ступеньки назад». В негативной регистрационной системе это будет означать, что право, которое было записано на основании этой сделки, не считается возникшим.
Тут, конечно, возникают вопросы к Росреестру, представители которого заявляли о том, что тестируют блокчейн-проекты регистрации прав в Москве и Ленинградской области. Как в нашу регистрационную систему в том виде, как она сейчас у нас устроена, в принципе возможно внедрить технологию блокчейн и нужно ли это?
Технология блокчейн предполагает невозможность исправления реестров, а в нашей системе исправление реестров – необходимая практика, так как сделки, на основании которых делаются записи, часто признаются судом ничтожными.