Сегодня прошла встреча операторов и власти на тему 5G. Событие, обещавшее стать обычным протокольным междусобойчиком, вышла жаркой. Этого, судя по всему, не ожидал ни модератор встречи, ни представители министерства связи, ни «Ростелеком», который к 5G крайне опосредованное отношение.
Собственно, господин Осеевский рассчитывал, что данная встреча – всего лишь формальность, что достаточно устроить прилюдное принуждение к сотрудничеству, однако операторы дали понять, что участвовать в этом танце
придется шерочке с машерочкой. Ну а кто там шерочка, а кто машерочка, «Ростелекому» и «МегаФону» придется решать самостоятельно.
Все это напоминало эпохальное создание единого оператора LTE на базе «Скартела». Тогда к сотрудничеству операторов принуждал лично Владимир Путин. Сегодня Владимир не пришел, а представители министерства связи умыли руки, сказав, что аукциона по частотам не будет. Более того, они готовы их, частоты, отдать бесплатно, но одному. А кому – разбирайтесь сами.
Надменность Осеевского понятна. Он посчитал, что игра сделана, но внезапно оказалось, что все только начинается. Руководители МТС и «Билайна» последовательно втаптывали в грязь саму идею «совместного предприятия». Тут важно подчеркнуть, что предприятие уже создано, и участвуют в нем лишь «Ростелеком» и «МегаФон». Если уж и создавать предприятие для совместного использования частотного ресурса, то в этом предприятии в равных долях должны участвовать все игроки рынка.
Удивительно слабо выступил руководитель «МегаФона» Геворк Вермишян. Если Осеевский в принципе не понимал, о чем говорит (что вполне простительно, ведь «Ростелеком» не мобильный оператор), то Вермишян произвел впечатление, что его взяли в заложники и заставили участвовать в этой непонятной истории. Это предположение не так уж далеко от истинного положения дел. Геворк пришел к власти уже после начала всех странных для рынка процессов, и сделать объективно ничего не может. Как и Осеевский, Вермишян, кажется, не был готов к тому, что МТС и «Билайн» размажут всю аргументацию «совместного предприятия» по стенке простым контраргументом: эти операторы уже несколько лет успешно занимаются «частотным шейрингом» в десятках регионов, экономя огромные деньги и не создавая никаких «совместных предприятий».
Ну а фаталити в этой битве якодзун совершил ФАС, чей представитель внезапно сообщил, что идея совместного предприятия – это путь в никуда и ведомство считает его самым худшим сценарием.
После такого даже вице-премьер Максим Акимов не смог выдавить из себя ничего большего, кроме как признания в собственном бессилии. Как
пишут коллеги из Ъ, «он предложил создать национальный комитет для развития 5G, основной задачей которого станет высвобождение необходимого радиочастотного спектра. По словам господина Акимова, государство планирует направить «десятки миллиардов рублей на расчистку частотного спектра, на частотную конверсию».
Впрочем, емкую характеристику такому министерству и такому вице-премьеру
дали другие наши коллеги из
@antidigital : «если кому-нибудь в начале 2000х сказать, что министр Рейман не может решить вопрос с частотами, это не его уровень, то вам бы покрутил пальцем у виска и указали тем же пальцем на Мегафон. Но когда профильный вице-премьер признает себя бессильным, мы лишь разводим руками и восклицаем: «Вечная память Науму Семеновичу Мардеру, не боявшемуся брать на себя решение самых сложных вопросов! Таких у нас уже больше не делают!»
Добавить к этому, если честно, нечего. Можем лишь порекомендовать господину Осеевскому сосредоточиться на том, в чем он больше преуспел – писать вопросы в «Что? Где? Когда?» А про телеком и 5G всегда можно делегировать господина Ермакова, запускавшего и 3G, и LTE, но почему-то ушедшего в тень. Но про него уже в следующий раз.