На МКАДе взорвалась Tesla. Изначально сообщалось, что автомобиль двигался на «автопилоте», затем сам водитель (он выжил, только поломал себе ногу и пару костей) сообщил, что ехал со скоростью 100 км/ч с включенным «ассистентом водителя».
Немедленно появились эксперты. Особенно порадовала городская сумасшедшая Ольга Ускова из Cognitive Technologies, заявившая: «101-е «китайское» предупреждение! Это мой пятый [пост] об опасности использования режима автопилота в Tesla». Женщина пишет уже пятый пост, а ее все так и не воспринимают всерьез.
Что же на самом деле произошло?
Давайте поверим, что водитель Tesla действительно ехал 100 км/ч. Хотя любому московскому водителю известно, что если ты двигаешься в левой полосе МКАДа с такой скоростью, то тебя неизбежно будут подрезать как тихохода, ибо летят по той полосе машины на скорости 115-125 км/ч, притормаживая лишь перед камерами фотофиксации нарушений ПДД.
Давайте поверим, что водитель Tesla действительно держал руки на руле. Хотя при таком раскладе непонятно, почему он не использовал эти руки для маневра вправо чтобы избежать прямого столкновения с эвакуатором на обочине в левом ряду (да, на МКАДе есть такая обочина). Причем как-то быстро перестали вспоминать, что он вез детей (дети отделались ушибами).
Но если мы верим в эти два фактора, то каким, черт побери, образом, он умудрился въехать в эвакуатор на обочине? Ширины полосы МКАДа вполне достаточно для маневра. Что это было?
А вот что. Практически все современные автомобили (включая те, что доступны в России) оснащены набором функций, автоматизирующих процесс вождения. Их называют ADAS, и по сути беспилотный транспорт – это всего-лишь ADAS последнего поколения.
Что умеет ADAS сегодня? Он умеет удерживать автомобиль в полосе движения (подруливать на поворотах), держать дистанцию (помогает в пробках), распознает знаки ограничения скорости (и автоматически притормаживает) и многое другое. Чего ADAS не умеет, это принимать решения. В частности, есть функция предупреждения о столкновении, но автомобиль лишь предупредит – решение остается за водителем.
Именно поэтому в Volvo принципиально требуют, чтобы даже в их супер-навороченных XC90 со всеми фантастическими системами помощи при вождении сам водитель всегда смотрел на дорогу и держал руки на руле.
Ну а потерпевшему мы желаем здоровья. Быть может в следующий раз он не будет отвлекаться на МКАДе, двигаясь на предельно допустимой скорости. Уж не знаем, что для него важнее – жизнь его собственных детей или 8-10 миллионов рублей, которые сегодня в Москве просят за новую Tesla.