1. Как одолеть Цукерберга? Сделать что-то, что он не сможет скопировать.
Когда-то Дуров воспринимался как эпигон Цукурберга - Вконтакте был скопирован с Facebook, но потом благодаря музыке и видео пошел своим путём, теперь уже Цукерберг (WhatsApp) копирует Дурова (Telegram). Но главная битва впереди - Дуров запускает свою криптовалюту Gram и блокчейн-систему TON, а Цукерберг собирается запустить стабилкоин Libra.
Причем у них, очевидно, разные приоритеты. Для Дурова важнее создать блокчейн, на котором будет работать вся мировая экономика, и, естественно, ему нужна своя криптовалюта, чтоб, начав пользоваться криптовалютой, начали бы пользоваться и его смарт-контрактами. А Цукербергу нужен платежный инструмент сам по себе. Про блокчейн он ничего не говорит, хотя, очевидно, многие бы хотели получить блокчейн, созданной главной интернет-компанией мира - систему, которой бы начали пользоваться десятки, а может быть и сотни миллионов людей, а потенциально миллиарды человек.
При этом и Дуров, и Цукерберг, конечно, хотят стать тем же, только глобальным, чем является WeChat в Китае, только у них разные подходы к тому как масштабировать опыт национальной платежной системы в мессенджере, чтобы ей доверяли во всем мире. (А через пару лет будет как само собой разумеющиеся восприниматься не только, что через мессенджер можно платить, а если нельзя, то это и мессенджер вовсе, но и то, что платежи должны осуществляться именно через мессенджеры, а другие способы будут казаться дикостью). Цукерберг вовлекает (или пытается привлечь) мировые финансовые институты, которые если и не будут в технологическом плане держателями нод, то будут ими в финансовом и юридическом плане. Дуров же собирается их заменить, построив первую быструю надёжную и отказоустойчивую блокчейн-систему. И победитель в этой гонке предопределён, несмотря на то, что у Цукерберга в десяки-сотни раз больше ресурсов, у него нет шансов на равных конкурировать с Дуровым. Не только потому что он позже вступил в гонку и не успеет первым представить продукт, это, как раз, для него, наверно, не проблема. А потому что он связан по рукам и ногам - запуску Libra уже сейчас противодействуют на высоком политическом уровне в США и на самом высоком политическом уровне в Европе, опасаясь, что Цукерберг отнимет у правительства монетарную власть, то есть вообще-то обессмыслев существование государства, и возможность чиновников обосновывать, зачем они нужны гражданам, зачем они их содержат, и зачем они им подчиняются.
Дуров же обошел этот вопрос. Во-первых, он не в юрисдикции США, которые держаться за власть доллара. (И не в юрисдикции какой-то из европейских стран, которое своё благополучие связывают с евро, равно как и не в юрисдикции Швейцарии, Великобритании или Японии - стран, которые будут держаться за статус резервных для своих валют, ну или региональных, в случае России или Китая). У создаваемой Дуровым системы распределенная юрисдикция - сам мессенджер в юрисдикции ОАЭ, а блокчейн в юрисдикции Британских Виргинских Островов. Но штаб-квартира Telegram находится в Дубаи, то есть в ОАЭ, название чьей валюты не могут вспомнить даже те, кто за пределами Ближнего Востока пытается найти, где её можно поменять. (Хотя всё дело может быть в налогах, но во всяком случае экономической свободы в ОАЭ, точнее в Дубаях, больше, чем в США и уж тем более, чем в странах ЕС). И вообще он не держится за юрисдикцию и готов её поменять в любой момент - головная компания компаний в BVI находится в Доминикане. А, во-вторых, у него в партнёрах нет банков, на которые могут надавить правительства (центральные банки или международные организации).
↓↓↓Продолжение в следующем посте↓↓↓