💣💥 В Америке несколько лет существует секретный клон FindFace, называется Clearview AI. Загружаешь в программу фото человека и его лицо ищется по 3 миллиардам фоток, нелегально скачанных из фейсбука, твиттера, платежной системы венмо и прочих. Хотя сервис хорошо работает уже много лет, вы не найдете его в апсторе — доступ продают только копам.
Сервисом пользуются сотни локальных полицейских управлений в США и Канаде, ФБР и
DHS. Программист — австралиец вьетнамских корней Hoan Ton-That, бизнесмен — 61-летний Richard Schwartz с сильными политическими связями, бывший журналист. Инвестор — Питер Тиль, «единственный» республиканец в долине, ранний инвестор фейсбука, основатель Palantir (разрабатывают софт по анализу данных для ЦРУ). Внутренним юристом у них работает бывший генпрокурор США. При всем этом первая публичная информация о компании появилась только в конце 2019, когда они были упомянуты прокурорами (видимо, по недосмотру) в судебном деле о мелком грабеже во Флориде.
FindFace запустили как публичный сервис и взорвали русский интернет. Школьники находили семьи девушек из порно-роликов во вконтакте и травили их, менты раскрывали висяки, журналисты находили солдат; все дружно охреневали от того, что можно сфоткать незнакомца сидящего в метро и через минуту узнать не то что имя фамилию, а подробности личной жизни из вконтакте. Потом публичный сервис закрылся, а ребята-создатели предоставляет услуги распознавания лиц государству и силовикам по всему миру.
Распознание лиц — супер мощная технология, которая с одной стороны реально повышает общественную безопасность, с другой — уничтожает тайну (и свободу) передвижения и собраний.
Где мы используем большие данные и искусственный интеллект для увеличения безопасности, а где сознательно отказываемся от них для защиты свободы — вопрос общественного компромисса. Лично я считаю, что отказываться от свободы ради безопасности — выгодно краткосрочно, но фатально в перспективе. Анонимность нужна для развития общества.
Я не видел ни одной понятной обычным людям публичной дискуссии по этому вопросу. Классика: «ааа, менты козлы, распознавание лиц нужно запретить» vs «мы спасаем детей от педофилов, камера должна быть в каждом подъезде и все данные должны храниться вечно». Нам как обществу позарез нужны 1) здоровые медиа, чтобы понятным языком объяснить, между чем и чем мы как общество выбираем и 2) парламент, в котором образованные политики договариваются о компромиссе исходя из общественного консенсуса. Грустно :(
У меня нет иллюзии, что в Америке будет полноценное общественное обсуждение (hi, Fox News) и здоровый диалог в конгрессе (вспомните, как стыдно было, когда сенаторы позорились на весь мир с цукербергом и пачаи), а всё же интересно посмотреть, что будет происходить у них.
Кстати, массовое скачивание фоток профилей запрещено правилами всех существующих соцсетей, а твиттер отдельным пунктом специально запрещает использовать эти фотографии в алгоритмах распознавания лиц. Про FindFace Вконтакте даже не возбухал особо, интересно, сделают ли что-либо фейсбук и твиттер.
Большой фичер на первой полосе The New York Times — отличный повод послушать эпизод подкаста, в котором мы говорили с Артемом Кухаренко, создателем русского FindFace.
Apple,
Google,
Castbox,
Spotify,
Яндекс,
Overcast,
веб-версия.