Рубрика «Циничное прокатило»
Анекдот в качестве эпиграфа:
В ресторане официант приносит счет. Клиент рассматривает его и спрашивает:
— Извините, а что это за строка в счете. «Прокатило: 2000 рублей»?
Официант:
— Не прокатило. Вычеркиваем.
Законотворчество в период коронавируса очень напоминает вышеприведенный анекдот. Проекты новых законов и изменений в существующие законы под эгидой необходимости «принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» выпекаются как пончики в пончиковом автомате и принимаются депутатами, руководствующимися ключевой фразой из еще одного старого анекдота – «Думать некогда! Трясти надо!»
Причем, думать некогда не только депутатам (у них функция такая – не думать, им простительно), но и тем законописакам, которые ничтоже сумняшеся создают нетленки, отрицающие не только здравый смысл (к этому тоже не привыкать), но и ключевые технологические принципы. Уже совсем скоро может стать суровой реальностью еще один анекдот: «В первом чтении в Госдуме закона о всемирном тяготении поступило 253 депутатские поправки».
В этот раз у депутатов прокатило. Три чтения нового законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» они умудрились вместить в 2 недели (и это еще с переносом второго чтения на неделю) – законопроект № 953580-7 поступил в Госдуму (от депутатов Госдумы же) 07.05.2020, был рассмотрен в первом чтении 12.05.2020, во втором – 21.05.2020 и принят в третьем чтении сегодня, 22.05.2020.
Законопроект – как тот счет у официанта. В нем 24 статьи и каждая содержит ряд изменений в какой-то отдельный федеральный закон. Причем, зачастую эти изменения предлагается вносить не в базовый текст закона, а в какой-то другой «изменяющий» ФЗ, посредством которого ранее вносились изменения в базовый текст.
Вот есть широко известный (и уже неоднократно изменявшийся) 63-ФЗ «Об электронной подписи». Законопроект № 953580-7 содержит предложения по изменению 63-ФЗ, но не напрямую, а через внесение изменений в Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», который сам по себя является «сборной солянкой» изменений. То есть, принцип законотворчества понятен, да? Традиционно для России – установка пломб на зубы через жо задний проход.
Суть изменений, предлагаемых для 63-ФЗ достаточно техническая и в виде текста занимает полторы страницы (см. картинку после поста), но постараемся изложить ее коротко и максимально понятно:
1. Есть такая сущность – ключ проверки электронной подписи (в народе называемая также «открытый ключ»). Используется открытый ключ, как следует из его названия, для проверки самих электронных подписей, которые генерируются с помощью закрытого ключа.
2. Для того, чтобы любой пользователь, нуждающийся в проверке сторонних электронных подписей, был уверен в том, что использует для проверки действующий и корректный открытый ключ, аккредитованный удостоверяющий центр рассылает так называемые квалифицированные сертификаты ключей проверки, которые подтверждают валидность соответствующих этим сертификатам открытых ключей.
3. И сами открытые ключи, и соответствующие им квалифицированные (то есть, подписанные аккредитованным УЦ) сертификаты имеют сроки действия, которые, как все хорошее в этом мире, имеют свойство рано или поздно заканчиваться (в криптотусовке принято говорить – «протухать»).