Что же сейчас осталось от профсоюзного движения в Великобритании и Северной Ирландии?
Осталось очень мощное
кооперативное движение. Из 202 лейбористских депутатов в Общинах 26 избраны от кооперативного движения — предприятий, где работники сами владеют и управляют своим бизнесом. Бары, где нет владельца, а есть совет сотрудников. Ночной клуб или автомастерская, где совет управляющих состоит из мойщиков или официантов — такие учреждения могут даже нанимать менеджера для ведения бизнеса, который будет вести дела, но не владеть бизнесом.
Рабочие кооперативы («worker co-ops») являются предприятиями, которые находятся в собственности и демократически управляются своими сотрудниками. Это могут быть предприятия питания, здравоохранения, торговли, обычного промышленного производства, ухода за детьми и образования, чего угодно. От такого кооператива вы получаете не только рабочее место и оплату труда, но и право собственности на бизнес и принятия бизнес-решений, что позволяет вам получать прямую выгоду от финансового успеха.
По сути, это сотрудники, владеющие предприятием и нанимающие экспертов-управленцев — вместо того, чтобы "как все", быть нанятыми руководством, которое одно всем владеет. Цель кооперативов — не максимизировать прибыль, а создать комфортные и нормальные условия для всех, вовлечённых в процесс, "
бизнес как сотрудничество".
Такие кооперативы выплачивают дивиденды, направляют делегатов в общебританский совет кооперативного движения и участвуют в политической борьбе. В одном Ливерпуле таких
управляемых сотрудниками мест около 1400: всего на 45 000 кооператоров, которые владеют имуществом на 4.5 миллиарда фунтов и генерируют примерно 300 миллионов фунтов доходов в год для своих сотрудников.
Пекарни, химчистки, и прочие небольшие предприятия отчитываются перед местными советами самоуправления и управляются обычными людьми, которые днём стоят за прилавками или пакуют бельё в тюки, принимая его у клиентов. Эти кооперативы строят детские площадки, озеленяют территорию и получают в обмен небольшие льготы от городских властей — всё потому что люди сами владеют своими средствами производства и стараются улучшить условия жизни для себя и своих соседей.
Каждый год рабочие кооперативы возвращают прибыль своим рабочим-владельцам в форме «дивидендов за усердие». Дивиденды, как правило, распределяются на основе отработанных часов, рационализаторских предложений, оклада и/или стажа, а также семейной ситуации — коллектив вполне может решить помочь попавшим в сложное положение новичкам или местным легендам.
Оплатные системы очень варьируются. Некоторые рабочие кооперативы используют премиальные системы для каждого рабочего места. Другие вознаграждают строго по трудовому стажу. На другом конце спектра находятся рабочие кооперативы, которые платят всем работникам одинаковые заработные платы. Работники принимаются в качестве полноправных членов, часто путем голосования или консенсусом, а когда сотрудники оставляют кооператив, то их доли в капитале кооператива возвращаются к ним.
Например, компания "
Suma Wholefoods", владеющая бизнесом по изготовлению готовых завтраков, имеет штат всего в 160 человек, но зарабатывает более чем £40 миллионов в год — весь персонал имеет право принятия решений и участия в собрании совета директоров, причём согласно принятому ещё в 1975 году кодексу, в компании действует жёсткий эгалитаризм: заработные платы вообще не различаются, вне зависимости от обязанностей сотрудников, будь то уборщик в цеху или главный финансовый аналитик, вся прибыль, не вложенная в модернизацию, распределяется поровну
Кофейни, чайные клубы, частные библиотеки, небольшие театры, которые не принадлежат владельцу, а поровну принадлежат всем, получившим пай при создании заведения. Кооперативы обладают своими банками, которые выдают ссуды таким же учреждениям, которые не имеют частного владельца, а управляются обычными людьми — и что самое главное, кооперативы и профсоюзы в Британии осознают свою силу и идут в политику.
Все британские рабочие кооперативы объединены
в сеть Cooperatives UK.