🔥
Регулирование. Данные геолокации. Тайна телефонных переговоровШаг за шагом к полной прозрачности личной жизни каждогоОчередная инициатива Минцифры - предложение исключить данные о местоположении мобильного телефона из-под действия нормы о тайне связи. Как обычно, есть и фиговый листок, который должен прикрыть истинный замысел - как заявляют чиновники, это должно помочь в поиске пропавших людей. Министерство на этот раз вроде бы и не выступает инициатором, замминистра Иванов пояснил, что это было сделано в рамках исполнения поручения президента о доработке законодательства для оперативного поиска пропавших без вести. На деле, как это обычно и происходит на Саракше, это очередная инициатива "Неизвестных отцов".
В связи с этой инициативой у любого человека может возникнуть ряд опасений, связанных, прежде всего с личной безопасностью и опасением потерять остатки приватности личной жизни. Давайте разбираться, справедливы ли это опасения, какие новые риски можно видеть в связи этой инициативой?
Данные о нас могут становиться известными силовикам. Не берусь судить о соответствии практики действующим законам и статье 23 Конституции, где говорится о тайне переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений", но практика такая есть и сейчас. Возможно, в нарушении Конституции, пусть объективно об этом выскажутся юристы или ЕСПЧ. Технически получение данных о звонках гражданах, а также данные о местоположении их мобильных аппаратов была возможно и до новой инициативы, какой-то принципиальной новизны здесь нет, "кому надо" и без того мог получать соответствующий доступ к данным, если не "де-юро", то "де факто".
Важно, что сейчас это касается далеко не всех госструктур и даже не всех силовиков, так что снятие "тайны связи" безусловно расширит круг тех, кто захочет пользоваться нашими данными. И если с желанием получать наши данные у спецслужб, занимающихся вопросами безопасности граждан (если такие еще остались), еще можно было бы как-то мириться, то возможность получить доступ к этим данным муниципальной милиции, росгвардейцев или чиновников из ФНС или ЖКХ, или, скажем, медиков - это уже явный перебор. Очередной.
Не секрет, что чем шире круг тех, кому доступны геоданные, тем ниже барьер для их получения теми, кому они интересны. "Что знают двое, знает и свинья". Если данные о геолокации телефона не будут считаться "тайной связи", их доступность для криминала, недоброжелателей и просто интересующихся вырастет еще более. Так что можно смело квалифицировать данную инициативу как прекрасный подарок не только для силовиков, но и для криминального сообщества.
Кроме того, эта инициатива может создать вполне ощутимую нагрузку на операторов, которые должны будут отрабатывать запросы данных геолокации. Здесь, конечно, все зависит от реализации. Если, скажем, представить, что данные будут общедоступны через API, без ограничений на число запросов, нагрузка на оборудование может оказаться гигантской. На рынке могут появиться легальные или не очень приложения для отслеживания перемещений жен, детей или, скажем, начальника.
Если данные придется предоставлять "врукопашную", то кто оплатит человеко-часы соответствующих сотрудников?
Инициатива чиновников - это не только очередное наступление на наши с вами права, но и также она в очередной раз поднимает вопрос о том, кому принадлежат данные. Не являются ли данные о местоположении человека его собственностью? Не вправе ли только он решать, как этой собственностью распорядиться, например, сделать ее недоступной для других, продавать эти данные интересующимся по устраивающей цене?
То же и в отношении услуг оператора по техническому определению и предоставлению данных геолокации? Если этими данными хочется пользоваться, то за их получение следует платить компании, которая обеспечивает их сбор и предоставление (а она могла бы делиться этими доходами с абонентами). Предусматривает ли это инициатива чиновников?
В целом подобные инициативы заставляют вспоминать о понятии "цифровой концлагерь" и задум <...>
_______
Источник:
https://t.me/abloud62/3421