😧 Интернет против Disney
В конце июня 2021 г. набрала популярность на
сhange.org петиция, призывающая остановить регистрацию The Walt Disney Company имен Богов норвежской мифологии в качестве товарных знаков. Данную петицию подписали 128 665 пользователей. Однако
товарный знак «Loki» был зарегистрирован Marvel Characters, Inc., которая является дочерней компанией Disney, еще 22 марта 2016 г.
Почему пользователи Интернета начали активную кампанию против такой политики Disney только в июне 2021-го?
Поводом стало удаление
маркетплейсом Redbubble загруженной пользователем футболки, дизайн которой почти в точности воспроизводил
дизайн футболки персонажа Локи из комиксов Marvel. После получения уведомления от маркетплейса пользователь обратил внимание на несправедливость такой ситуации в своем Твиттер-аккаунте, на что читатели пользователя быстро отреагировали и создали петицию на
сhange.org.
Поскольку в своем уведомлении Redbubble не указал на то, какие именно права были нарушены публикацией футболки пользователя в маркетплейсе, многие пользователи Интернета ошибочно предположили, что проблема возникла из-за того, что Disney обладает правами на товарный знак «Loki», который зарегистрирован лишь в отношении
комиксов как печатной продукции.
Многие пользователи стали задаваться вопросом, почему возможна регистрация в качестве товарного знака имени бога из мифологии? Стоит отметить, что в США на данный момент действует 39 товарных знаков, использующих обозначение «Loki», которые зарегистрированы для таких категорий товаров и услуг как, например, термометры, и услуги по обеспечению компьютерной безопасности. Кроме того, есть примеры регистрации в качестве товарных знаков обозначений, включающих слова «God», «Jesus», «Buddha». Для того чтобы обозначение могло быть зарегистрировано в качестве товарного знака, оно должно быть способно выполнять индивидуализирующую функцию в обороте, что раскрывалось в нашем недавнем посте про
товарный знак «THE». В свою очередь, имена богов в различных религиях и мифологиях разных стран могут выполнять индивидуализирующую функцию и потому регистрируются патентными ведомствами разных стран в качестве товарных знаков.
Когда часть пользователей обратила внимание на то, что возникшая проблема с удалением дизайна футболки была вызвана нарушением авторских прав Disney, многие задались вопросом: почему Disney может обладать авторскими правами на героя норвежской мифологии?
Представительница Disney
указала, что компания не претендует на авторские права на персонажей норвежской мифологии, которые находятся в общественном достоянии. Несмотря на это Disney обладает авторскими правами на персонажа из комиксов Marvel, поскольку Локи как герой норвежской мифологии и как персонаж комиксов Marvel отличаются друг от друга
в той степени, которой достаточно для признания каждого из них объектом авторского права, один из которых уже находится в общественном достоянии. Такой вывод следует из правовой позиции по делу
Schrock vs Learning Curve International Inc., которая также применялась в недавнем деле о возможности самостоятельной охраны персонажа Шерлока Холмса в рассказах, написанных Артуром Конан Дойлем после 1923 г., о чём мы
рассказывали тут.
Что в итоге?
Благодаря случившейся огласке маркетплейс Redbubble вернул товар пользователя на сайт, общественность не только обратила внимание на политику Disney в отношении защиты их интеллектуальной собственности, но и усилиями сообщества улучшила свои знания в области её правового регулирования.
_______
Источник | #IPWbyCLAIMS